РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(с изменениями на 2 ноября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 ноября 2023 года N 516-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.11.2023, N 0001202311020016) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 2 ноября 2023 года N 516-ФЗ).

____________________________________________________________________



Принят
Государственной Думой
7 июня 2022 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июня 2022 года



Статья 1


Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2007, N 45, ст.5427; 2008, N 29, ст.3418; N 52, ст.6236; 2010, N 11, ст.1175; N 31, ст.4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст.13; N 7, ст.905; N 11, ст.1502; N 23, ст.3263; N 30, ст.4590, 4596; N 50, ст.7336, 7343; 2012, N 26, ст.3446; N 53, ст.7616; 2013, N 45, ст.5797; N 48, ст.6165; 2014, N 16, ст.1840; N 42, ст.5615; 2015, N 1, ст.19; N 29, ст.4350; N 45, ст.6208; 2016, N 1, ст.70; N 14, ст.1904; N 26, ст.3865; N 27, ст.4201; 2017, N 1, ст.49; N 27, ст.3926; N 30, ст.4456; N 31, ст.4822; 2018, N 1, ст.35; N 27, ст.3955; N 31, ст.4843, 4860; N 53, ст.8448; 2019, N 31, ст.4421, 4459; N 52, ст.7789, 7796; 2020, N 17, ст.2719; N 31, ст.5040; N 50, ст.8047; 2021, N 1, ст.19, 73; N 24, ст.4188; 2022, N 8, ст.1036) следующие изменения:

1) в статье 3:

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

"Единая энергетическая система России - электроэнергетическая система, расположенная в пределах территории Российской Федерации, в состав которой входят объединенные электроэнергетические системы и образующие их территориальные электроэнергетические системы и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором электроэнергетических систем России (далее - системный оператор);";

б) абзацы тринадцатый - пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"оперативно-технологическое управление - комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых собственниками или иными законными владельцами данных объектов и (или) установок в соответствии с диспетчерскими командами и распоряжениями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и (или) по согласованию с таким субъектом в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, либо самостоятельно или в координации с иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в отношении иных линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;

оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении определяемых им в установленном Правительством Российской Федерации порядке линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы и могут изменяться только по диспетчерской команде субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или по согласованию с таким субъектом, а также мер по проектированию развития электроэнергетической системы;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике - комплекс мер по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, осуществляемых в целях обеспечения надежного функционирования и развития электроэнергетической системы;";

в) абзац тридцатый признать утратившим силу;

г) абзацы тридцать второй и тридцать третий изложить в следующей редакции:

"установленная генерирующая мощность - электрическая мощность, с которой объект по производству электрической энергии, генерирующее оборудование объекта по производству электрической энергии могут работать без ограничения по длительности такой работы при номинальных параметрах и (или) в нормальных условиях, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики;

располагаемая мощность - электрическая мощность, определяемая как установленная мощность генерирующего оборудования, сниженная на величину ограничений установленной мощности или увеличенная на величину длительно допустимого превышения над установленной мощностью;";

д) абзац тридцать четвертый признать утратившим силу;

е) дополнить абзацами следующего содержания:

"качество электрической энергии - степень соответствия характеристик электрической энергии в определенной точке электрической сети совокупности нормированных показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации;

цифровая информационная модель электроэнергетической системы - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде взаимоувязанное множество сведений об электроэнергетической системе (включая фрагменты цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, необходимые для описания электроэнергетической системы), однозначно идентифицирующих и описывающих электроэнергетическую систему и входящие в нее объекты, а также связи между ними;

перспективная расчетная модель электроэнергетической системы - математическое описание электроэнергетической системы, сформированное с использованием специализированных программно-технических средств на основе цифровой информационной модели электроэнергетической системы и предназначенное для выполнения расчетов и анализа перспективных электроэнергетических режимов, балансовой надежности, устойчивости или токов короткого замыкания.";

2) пункт 3 статьи 5:

а) дополнить словами ", а также требования к обеспечению качества электрической энергии";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Надежность электроэнергетической системы обеспечивается посредством выполнения каждым субъектом электроэнергетики и каждым потребителем электрической энергии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют или будут функционировать в составе электроэнергетической системы, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений, надежность и устойчивость электроэнергетической системы и качество электрической энергии, и поддерживать соответствие указанных технических характеристик и параметров данным требованиям в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок.";

3) главу 2 дополнить статьей 6_1 следующего содержания:

"Статья 6_1. Система перспективного развития электроэнергетики

     

1. Система перспективного развития электроэнергетики представляет собой совокупность документов перспективного развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку, утверждение и реализацию в целях своевременного обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности.

2. Планирование перспективного развития электроэнергетики обеспечивается путем разработки и утверждения согласованных между собой документов перспективного развития электроэнергетики.

К документам перспективного развития электроэнергетики относятся:

генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, утверждаемая Правительством Российской Федерации;

схема и программа развития электроэнергетических систем России, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

3. Для целей подготовки документов территориального планирования схема и программа развития электроэнергетических систем России равнозначны отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации.

4. Не допускаются разработка, согласование и утверждение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов (за исключением документов перспективного развития электроэнергетики), направленных на определение решений по перспективному развитию электроэнергетики в части строительства линий электропередачи и подстанций, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 киловольт и выше (35 киловольт и выше в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), строительства объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 мегаватт и выше, или реконструкции данных объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, связанной с увеличением их пропускной способности, трансформаторной или установленной генерирующей мощности, если такие строительство или реконструкция не предусмотрены документами перспективного развития электроэнергетики.

Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на объекты по производству электрической энергии и объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют технологических связей с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами и присоединение которых к указанным электроэнергетическим системам не планируется, строительство или реконструкция которых осуществляется за счет собственных средств организаций, планирующих осуществить такие мероприятия в целях обеспечения электрической энергией и мощностью исключительно собственных производственных нужд или для передачи электрической энергии на собственные производственные объекты.

5. Документы перспективного развития электроэнергетики должны обеспечивать:

единство подходов к планированию развития электроэнергетики на территории Российской Федерации;

учет прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

оптимизацию топливно-энергетического баланса электроэнергетики с учетом комплексного развития энергетической инфраструктуры и требований законодательства Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов;

формирование рациональной структуры генерирующих мощностей и оптимальное размещение объектов электросетевого хозяйства в целях минимизации затрат на обеспечение потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности;

определение технической и экономической эффективности планируемых решений по перспективному развитию электроэнергетики, оценку стоимости реализации таких решений;

согласованность решений по развитию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждаемых в схемах теплоснабжения и документах перспективного развития электроэнергетики;

согласованность решений по развитию единой национальной (общероссийской) электрической сети, размещению объектов по производству электрической энергии, развитию электроэнергетических систем субъектов Российской Федерации, в том числе технологически изолированных;

прогнозирование объема производства и потребления электрической энергии и мощности на перспективные периоды;

учет требований обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

6. В рамках системы перспективного развития электроэнергетики системным оператором осуществляется проектирование развития электроэнергетических систем, предусматривающее выполнение функций, указанных в абзацах четвертом (в части прогнозирования спроса на электрическую энергию и мощность и формирования балансов электрической энергии и мощности на перспективные периоды), пятом, пятнадцатом и шестнадцатом пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проект схемы и программы развития электроэнергетических систем России в части, касающейся территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в порядке и пределах, которые установлены правилами разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики.

8. Документы перспективного развития электроэнергетики до их утверждения выносятся на общественное обсуждение.

9. Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утверждаемые Правительством Российской Федерации, определяют в том числе:

порядок взаимодействия системного оператора, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при формировании исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики;

требования к документам перспективного развития электроэнергетики и порядок обеспечения соблюдения при разработке таких документов установленных требований, в том числе требований, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;

порядок и сроки разработки, общественного обсуждения и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики;

порядок и пределы рассмотрения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекта схемы и программы развития электроэнергетических систем России;

механизмы реализации документов перспективного развития электроэнергетики и требования к отчету о результатах реализации схемы и программы развития электроэнергетических систем России.

Формы и форматы предоставления исходных данных, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

10. Документы перспективного развития электроэнергетики разрабатываются системным оператором с использованием перспективных расчетных моделей Единой энергетической системы России (начиная с 1 января 2024 года также с использованием перспективных расчетных моделей технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), формируемых и поддерживаемых в актуальном состоянии системным оператором на основе цифровых информационных моделей электроэнергетических систем.

Правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Системный оператор обеспечивает раскрытие цифровых информационных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики, а также предоставляет другим субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям на безвозмездной основе перспективные расчетные модели электроэнергетических систем в части объектов электроэнергетики классом напряжения 110 киловольт и выше или фрагменты таких моделей в целях разработки технических решений по технологическому присоединению к электрическим сетям, проектирования строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объектов электроэнергетики, разработки предложений по перечню мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и выполнения необходимых для этого расчетов.

Порядок раскрытия цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и предоставления системным оператором лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей для целей перспективного развития электроэнергетики, в том числе порядок формирования фрагментов перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем, предоставляемых в целях разработки технических решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, состав, объем, формат, способы и условия раскрытия (предоставления) системным оператором цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей, виды используемых в этих целях электронных подписей и условия их применения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, законодательства Российской Федерации об электронной подписи, а также с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности функционирования электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики.";

4) абзац первый пункта 1 статьи 7 после слова "параллельную" дополнить словом "(совместную)";

5) в абзаце третьем пункта 1 статьи 9 второе предложение исключить;

6) абзац второй пункта 1 статьи 10 признать утратившим силу;

7) в статье 11:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному планированию и управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и мер по проектированию развития электроэнергетических систем, осуществляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а начиная с 1 января 2024 года системным оператором.";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»