Действующий

Об утверждении Правил буксировки

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 16 мая 2022 года N 179



Правила буксировки



1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления буксировки судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

________________

Статья 225 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207).

Требования настоящих Правил являются обязательными при планировании и осуществлении буксировки независимо от того, выполняется ли буксировка на основании договора буксировки, либо для собственных нужд без заключения договора буксировки.

2. Пункты 5-9 настоящих Правил содержат требования к морской буксировке и не распространяются на портовую буксировку.

3. Портовая буксировка осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта.

Стороны договора портовой буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению портовой буксировкой на капитана буксирующего судна.

________________

Пункт 2 статьи 230 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Если иное не предусмотрено договором портовой буксировки, портовая буксировка начинается в момент закрепления буксирной линии на буксирующем судне или в момент подхода буксирующего судна (буксирующих судов) к борту буксируемого судна или иного плавучего объекта (при работе буксирующих судов методом толкания) и завершается в момент отдачи буксирной линии с буксирующего судна или отхода буксирующего судна (буксирующих судов) от борта буксируемого судна или иного плавучего объекта (при работе буксирующих судов методом толкания).

Минимальное количество и мощность буксиров, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту, устанавливаются в обязательных постановлениях по каждому морскому порту.

________________

Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2018, N 53, ст.8451).

В акватории морского порта и на подходах к нему не допускается буксировка:

1) лагом судов, груженных нефтью и нефтепродуктами наливом;

2) одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтью или нефтепродуктами наливом, за исключением случаев, когда они являются частью одного толкаемого жестко сочлененного состава, состоящего из двух несамоходных судов и одного буксира-толкача;

4. Каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки. Если буксирующее судно и буксируемое судно или иной плавучий объект принадлежат одному и тому же владельцу (эксплуатируются одним и тем же судовладельцем), владелец (судовладелец) обязан привести свое судно (свои суда) или иной плавучий объект (иные плавучие объекты) в состояние, годное для буксировки.

________________

Пункт 1 статьи 228 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

5. Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна. В случае, если буксировка осуществляется несколькими буксирующими судами, судовладелец (судовладельцы) буксирующих судов назначает (назначают) основное буксирующее судно, под управлением капитана которого осуществляется морская буксировка.

Стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

________________

Пункт 2 статьи 229 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

6. Во время осуществления морской буксировки на буксируемом судне могут находиться члены экипажа этого судна, занятые обеспечением безопасности морской буксировки.

7. Если иное не предусмотрено договором морской буксировки, судовладелец буксируемого судна (судовладельцы буксируемых судов) или владелец иного плавучего объекта (владельцы иных плавучих объектов) должен (должны) разработать и передать капитану буксирующего судна, управляющему морской буксировкой:

перечень мероприятий по безопасной морской буксировке судна (судов) или иного плавучего объекта (иных плавучих объектов);