Развитие транспортного комплекса является основой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики Северо-Кавказского федерального округа.
Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:
повышение обеспеченности территорий транспортной инфраструктурой с учетом прогнозных потребностей экономики и населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
обеспечение транспортной связности территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с центрами экономического роста в других регионах Российской Федерации, внешними рынками сбыта;
повышение качества, пропускной способности и эффективности работы существующей транспортной инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа;
эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
расширение, повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;
рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;
повышение мобильности населения регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа.
В развитие транспортного комплекса должны быть вовлечены все виды транспорта.
Приоритетными направлениями развития автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа являются:
приведение в нормативное состояние автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения;
ускорение автодорожного сообщения за счет расширения и модернизации действующей федеральной и региональной автодорожной сети;
усиление связности Северо-Кавказского федерального округа с территориями Черноморского побережья за счет строительства автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры, с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду при ее строительстве;
транспортное обеспечение развития приоритетных туристских территорий;
строительство обходов крупных городов Северо-Кавказского федерального округа, в том числе гг.Невинномысска, Черкесска, Прохладного, Владикавказа, Хасавюрта, Махачкалы, Дербента, Грозного, Минеральные Воды;
обеспечение круглогодичной транспортной доступности всех населенных пунктов на территории Северо-Кавказского федерального округа;
реконструкция и модернизация автомобильных пунктов пропуска на границе Российской Федерации с увеличением их пропускной способности: на первом этапе реализации Стратегии - пунктов пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр, на втором этапе реализации - Нижний Зарамаг, Гарах, Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр, при условии определения источника финансирования данных мероприятий.
Для усовершенствования системы автотранспортного сообщения особо важное значение имеют мероприятия по обустройству небольших инфраструктурных объектов и решению локальных инфраструктурных проблем туристских территорий, такие как:
создание системы парковок на приоритетных туристских территориях;
создание системы комфортной придорожной инфраструктуры на основных туристских маршрутах;
организация тактового пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями и аэропортами;
развитие пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями для интеграции в общий туристский продукт.
Отдельным направлением является развитие транспортной системы крупнейших городских агломераций Северо-Кавказского федерального округа (Махачкалинская, Ставропольская, Кавказские Минеральные Воды). Это направление требует комплексных решений по созданию транспортных схем агломераций, включая проекты модернизации, расширения и реконструкции улично-дорожной сети, железнодорожной сети, организации скоростного внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, развития парковочных пространств, велосипедного и пешеходного транспорта.
В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие направления развития железнодорожного транспорта на территории Северо-Кавказского федерального округа:
модернизация железнодорожной инфраструктуры на протяжении международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе с возможностью строительства железнодорожного обхода г.Махачкалы;
организация ускоренного пассажирского движения на главном ходу Северо-Кавказской железной дороги;