Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Транспортная инфраструктура


Развитие транспортного комплекса является основой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики Северо-Кавказского федерального округа.

Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:

повышение обеспеченности территорий транспортной инфраструктурой с учетом прогнозных потребностей экономики и населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

обеспечение транспортной связности территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с центрами экономического роста в других регионах Российской Федерации, внешними рынками сбыта;

повышение качества, пропускной способности и эффективности работы существующей транспортной инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа;

эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

расширение, повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

повышение мобильности населения регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа.

В развитие транспортного комплекса должны быть вовлечены все виды транспорта.

Приоритетными направлениями развития автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа являются:

приведение в нормативное состояние автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения;

ускорение автодорожного сообщения за счет расширения и модернизации действующей федеральной и региональной автодорожной сети;

усиление связности Северо-Кавказского федерального округа с территориями Черноморского побережья за счет строительства автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры, с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду при ее строительстве;

транспортное обеспечение развития приоритетных туристских территорий;

строительство обходов крупных городов Северо-Кавказского федерального округа, в том числе гг.Невинномысска, Черкесска, Прохладного, Владикавказа, Хасавюрта, Махачкалы, Дербента, Грозного, Минеральные Воды;

обеспечение круглогодичной транспортной доступности всех населенных пунктов на территории Северо-Кавказского федерального округа;

реконструкция и модернизация автомобильных пунктов пропуска на границе Российской Федерации с увеличением их пропускной способности: на первом этапе реализации Стратегии - пунктов пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр, на втором этапе реализации - Нижний Зарамаг, Гарах, Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр, при условии определения источника финансирования данных мероприятий.

Для усовершенствования системы автотранспортного сообщения особо важное значение имеют мероприятия по обустройству небольших инфраструктурных объектов и решению локальных инфраструктурных проблем туристских территорий, такие как:

создание системы парковок на приоритетных туристских территориях;

создание системы комфортной придорожной инфраструктуры на основных туристских маршрутах;

организация тактового пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями и аэропортами;

развитие пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями для интеграции в общий туристский продукт.

Отдельным направлением является развитие транспортной системы крупнейших городских агломераций Северо-Кавказского федерального округа (Махачкалинская, Ставропольская, Кавказские Минеральные Воды). Это направление требует комплексных решений по созданию транспортных схем агломераций, включая проекты модернизации, расширения и реконструкции улично-дорожной сети, железнодорожной сети, организации скоростного внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, развития парковочных пространств, велосипедного и пешеходного транспорта.

В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие направления развития железнодорожного транспорта на территории Северо-Кавказского федерального округа:

модернизация железнодорожной инфраструктуры на протяжении международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе с возможностью строительства железнодорожного обхода г.Махачкалы;

организация ускоренного пассажирского движения на главном ходу Северо-Кавказской железной дороги;