Малое и среднее предпринимательство (включая "теневой" сегмент экономики) - один из ключевых ресурсов развития Северо-Кавказского федерального округа, обеспечения темпов экономического роста и занятости населения. Необходимым элементом политики в отношении малого и среднего предпринимательства является создание выгодных экономических условий для постепенного выхода предпринимателей из "тени", создание новых предприятий и возможностей для постоянного развития уже работающего бизнеса.
Этот набор мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, должен включать 3 основных направления:
реализация системы мер по снижению доли "теневой" экономики;
реализация "дорожных карт" по наполнению Единого государственного реестра недвижимости;
реализация комплекса мероприятий по увеличению доходной части консолидированных бюджетов.
Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать механизм создания и развития индустриальных промышленных парков - так называемых "белых зон развития", концентрирующих в себе все меры государственной поддержки, в том числе доступные финансовые ресурсы, меры налогового стимулирования, инфраструктуру (такие как "Город обувщиков" в Республике Дагестан и "Индустриально-технологический парк "Пятигорье" в Ставропольском крае).
Отраслевые приоритеты для малого и среднего предпринимательства во всех регионах округа - агропромышленный комплекс, легкая промышленность, производство строительных материалов, туризм и другие виды услуг. В перспективе малый бизнес может сыграть значительную роль в развитии информационно-телекоммуникационного сектора экономики.
Регионы Северо-Кавказского федерального округа могут дополнительно определить отраслевые и территориальные приоритеты для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках сложившихся территориальных отраслевых секторов "теневой" экономики.
Государственная политика по стимулированию постепенного выхода предприятий из "тени" должна включать 3 этапа:
создание условий для снижения издержек ведения бизнеса, растущих при легализации деятельности;
переходный период по обеспечению добровольного выхода из "тени" за счет предоставления государственной поддержки;
обеспечение контрольно-надзорных мероприятий по стимулированию выхода из "тени".
Важным является обеспечение последовательной реализации стадий поддержки.
Среди условий для снижения издержек ведения бизнеса (в том числе при добровольной легализации) могут быть:
развитие системы финансово-кредитной поддержки бизнеса, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства;
расширение финансовой базы гарантийных фондов, расширение и продвижение услуг центров поддержки предпринимательства, региональных экспортных центров;
снижение налоговой нагрузки (в том числе на легализуемые предприятия) в приоритетных секторах экономики в форме снижения ставок налогов и сборов, либо возмещения ранее уплаченных налогов и сборов (в том числе для уже зарегистрированных предприятий при условии легализации занятости и оплаты труда);
инфраструктурная поддержка развития малого и среднего бизнеса через создание промышленных площадок, индустриальных и промышленных парков, в том числе одновременно с созданием преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности;
обеспечение необходимой инфраструктурой инвестиционных проектов, оказывающих значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов;
упрощенный порядок регистрации прав собственности, имущества предприятий приоритетных секторов экономики при условии добровольной легализации;
стимулирование создания специализированных кластеров малого бизнеса и развитие инфраструктуры совместного пользования для них (подобные кластеры могут быть созданы в Карачаево-Черкесской Республике для производителей текстильных изделий, Республике Дагестан для производителей обуви, Республике Северная Осетия - Алания для производителей мебели, Чеченской Республике для производства агропромышленной продукции и т.д.), субсидирование приобретения специализированного оборудования для участников кластеров;
внедрение форм поддержки сбыта и продвижения продукции: содействие созданию интернет-магазинов, субсидирование продвижения через платформы-агрегаторы и маркетплейсы, институциональное содействие реализации товаров местного производства через торговые площадки, выставки и т.д.;
образовательное сопровождение предпринимательской деятельности, создание образовательных программ для обучения предпринимателей практике продвижения продукции, особенно интернет-маркетингу;
содействие предпринимателям в поиске новых поставщиков сырья и оборудования в целях снижения издержек ведения бизнеса;
поддержка взаимодействия малого и среднего бизнеса и образовательных организаций: привлечение малых и средних предприятий - лидеров в своих отраслях (в том числе предприятий, осуществляющих добровольную легализацию деятельности) к организации образовательных программ и образовательному процессу, субсидирование участия малого и среднего предпринимательства в процессе дуального обучения;
разработка типовых (готовых) решений и проектов для потенциальных предпринимателей.
Конкретные параметры снижения налоговой нагрузки для легализуемых предприятий должны определяться только для приоритетных секторов, определенных субъектом Российской Федерации, с применением прогрессивной системы льгот - постепенным увеличением налоговой нагрузки через определенный период после легализации предприятия.
Упрощенный порядок регистрации прав собственности должен применяться только при условии соблюдения всех требований безопасности и нормативов воздействия на окружающую среду. Процедура должна быть максимально прозрачной, проходить под контролем общественных советов при профильных региональных и муниципальных органах исполнительной власти.