Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 апреля 2022 года N КВ-4-14/5232@

[О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2022)]



Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2022)" (далее - Обзор).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.

В.Г.Колесников



Приложение



Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2022)



1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Нахождение заявителя в процедуре банкротства не освобождает его от соблюдения требований законодательства при совершении сделок, направленных на отчуждение доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в данном случае не является специальным по отношению к Федеральному закону 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", при этом действия конкурсного управляющего не заменяют действия нотариуса.

По делу N А53-1398/2021 ЗАО обратилось в суд с иском к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения Межрайонной инспекции от 02.12.2020 N 47199А об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, обязании Межрайонной инспекции внести в ЕГРЮЛ изменения в отношении состава участников ООО.

Решением суда от 26.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество и ЗАО обжаловали его. В апелляционной жалобе заявители указали на незаконность решения, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, доля в уставном капитале ООО в размере 100%, номинальной стоимостью 10 000 руб. принадлежит ЗАО.

ЗАО решением суда от 30.08.2016 по делу N А40-157714/16 Арбитражного суда г. Москвы признано несостоятельным (банкротом).

Доля в уставном капитале ООО конкурсным управляющим выставлена на публичные торги по продаже имущества должника ЗАО, идентификатор лота в ЕФРСБ 960000197572, номер объявления о проведении торгов в ЕФРСБ 736329 от 21.02.2020.

По результатам торгов посредством публичного предложения в электронной форме по продаже имущества должника ЗАО от 26.08.2020 победителем признано Общество.

Между ЗАО и Обществом заключен договор N 16 от 07.09.2020 купли-продажи доли в уставном капитале ООО.

Впоследствии, ЗАО, в лице конкурсного управляющего Ф.А.В., обратилось в Межрайонную инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об участниках (учредителях) ООО.

По результатам рассмотрения указанного выше заявления в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 23 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) Межрайонной инспекцией 02.12.2020 принято решение об отказе в государственной регистрации в ввиду несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. Также регистрирующий орган указал на то, что заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подписано неуполномоченным лицом.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, обоснованно исходил из того, что в соответствии с абзацем первым пункта 11 статьи 21 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) сделка, направленная на отчуждение доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

Нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли или части доли к обществу, предусмотренных пунктом 18 статьи 21 и пунктами 4-6 статьи 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, и в случаях распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Указанный перечень является исчерпывающим, и реализация доли на торгах не относится к указанному закрытому перечню.

Судом установлено, что согласно пункту 14 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, нотариус, удостоверивший договор об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества, в течение двух рабочих дней со дня данного удостоверения, если больший срок не предусмотрен договором, подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Заявление направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, удостоверившего договор, направленный на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества.

В соответствии с пунктом 1.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей (подлежащего) обязательному нотариальному удостоверению, при этом заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор).

Таким образом, подписать заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, касающихся перехода доли в уставном капитале общества должен нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор).

Судом первой инстанции установлено, что из представленного конкурсным управляющим Ф.А.В. заявления о внесении изменений и приложенных к нему документов следовало, что между участником - ЗАО и новым участником Обществом была совершена сделка по переходу 100% доли в уставном капитале ООО от одного участника к другому, следовательно, данный договор купли-продажи доли в уставном капитале общества по общему правилу подлежит нотариальному удостоверению.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что заявление в регистрирующий орган подавалось конкурсным управляющим ЗАО Ф.А.В., тогда как указано выше, заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор).

Доводы жалоб о том, что сделки, заключаемые на публичных торгах не требуют нотариального удостоверения, несостоятельны, ввиду того, что положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующее продажу имущества должника в конкурсном производстве, не исключает применение норм Закона об обществах с ограниченной ответственностью, предусматривающих защиту права участника общества при отчуждении доли третьему лицу.

Исключения из правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли в уставном капитале общества, указаны в абзаце втором пункта 11 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. К таким исключениям относятся случаи перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном статьями 23 и 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (выход участника из общества), распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 данного Закона.

В рассматриваемом случае на спорную сделку не распространяются предусмотренные законом исключения из общего правила о нотариальном удостоверении, в связи с чем она должна была быть заключена по общим правилам, установленным статьей 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Следовательно, нахождение заявителя в процедуре банкротства не освобождает его от соблюдения требований законодательства при совершении сделок. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в данном случае не является специальным по отношению к Закону об обществах с ограниченной ответственностью, при этом действия конкурсного управляющего не заменяют действия нотариуса.

Таким образом, суд правомерно установил, что у регистрирующего органа имелись основания полагать, что ООО требования закона при осуществлении государственной регистрации общества в связи с внесением изменений в сведения ЕГРЮЛ не были соблюдены.

Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.03.2021 по делу N 305-ЭС21-595.

1.2. На оснований положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законодательства субъекта Российской Федерации суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что участниками общества принято решение не только об изменении адреса юридического лица, но и населенного пункта (муниципального образования), в связи с чем решение об отказе в государственной регистрации сведений о принятом решении об изменении места нахождения юридического лица признано неправомерным.

По делу N А36-778/2021 Общество в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения инспекции N 10373А об отказе в государственной регистрации и обязании инспекции в течение 5-ти рабочих дней с момента вступления в силу решения суда зарегистрировать в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о том, что общество принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождение юридического лица.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 решение суда об отказе в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения N 10373А отменено и в этой части заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе регистрирующий орган просил постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не нашла оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: Липецкая область, Задонский район, село Бутырки, ул.Барская, д.2, офис 1. Аналогичные сведения об адресе организации указаны в Уставе общества.

В адрес регистрирующего органа обществом был представлен 03.10.2020 комплект документов о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц: заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, протокол общего собрания участников юридического лица и изменения к Уставу Общества в качестве приложения к протоколу, сопроводительное письмо нотариуса.

Согласно представленным документам, изменения касались принятия обществом решения об изменении места нахождения общества: с Липецкая область, Задонский район, село Бутырки на: Липецкая область, Задонский район, сельское поселение Каменский сельсовет.

Регистрирующим органом принято решение от 09.10.2020 N 10373А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), мотивированное тем, что общество в нарушение пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ не представило заявление по форме N Р13001. Иных оснований для отказа в государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в решении инспекции не приведено.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Липецкой области, Закона Липецкой области "О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения", оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что в рассматриваемом случае участниками общества принято решение не только об изменении адреса юридического лица, но и населенного пункта (муниципального образования).

Согласно пункту 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.07.2017 N 305-ЭС17-3773, законом установлен особый порядок регистрации сведений, касающихся изменения места нахождения юридического лица. Сначала в регистрирующий орган подается заявление о внесении в ЕГРЮЛ информации о том, что юридическим лицом принято решение об изменении его места нахождения. На основании такого заявления в ЕГРЮЛ вносятся сведения о решении, принятом органами управления юридического лица. Затем (по истечении 20 дней со дня раскрытия в ЕГРЮЛ информации о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса) в регистрирующий орган подаются документы для государственной регистрации нового места нахождения организации.

Таким образом, регистрационная запись о принятом решении об изменении места нахождения юридического лица является лишь промежуточной записью, предшествующей непосредственной процедуре государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица.

Судом установлено и не опровергнуто регистрирующим органом, что обществом представлены все документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.

При таких обстоятельствах и учитывая, что пунктом 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ не предусмотрено одновременное представление в регистрирующий орган наряду с указанными в данном пункте документами заявления по форме N Р13001, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа обществу в государственной регистрации сведений о принятом решении об изменении места нахождения юридического лица.

1.3. В соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в отношении производственных кооперативов в ЕГРЮЛ вносятся сведения об их учредителях (членах) не только при создании юридического лица, но и при изменении указанных сведений в дальнейшем (при выходе из состава членов кооператива, приеме новых членов в кооператив, при изменении паевого фонда и распределении его между членами кооператива). Исходя из этого, суды признали правомерным решение об отказе в государственной регистрации, обусловленное тем, что заявлении по форме N Р14001 не были указаны сведения обо всех членах производственного кооператива в целях включения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом доводы заявителя о том, что при создании кооператива регистрирующий орган не принял во внимание указание не всех членов кооператива, исходя из суммы паевого фонда, и, тем не менее, внес сведения о создании, суд апелляционной инстанции признал не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.

По делу N А76-20126/2021 производственный кооператив обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 02.11.2020 N 39401А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда от 23.09.2021.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, производственный кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 21.09.2017. При регистрации в качестве учредителей кооператива были заявлены Д.Л.А., Д.В.И., П.И.Я., Р.М.П., Р.Н.Ю. с долями в уставном капитале (паевом фонде) по 2000 рублей каждый. При этом размер паевого фонда был заявлен в размере 100000 рублей.

26.10.2020 в регистрирующий орган поступили документы (входящий номер 39401А), предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), для государственной регистрации изменений в сведения об участниках производственного кооператива (внесение сведений о новом участнике юридического лица Ш.В.В. и прекращении участия Р.М.П.)

При этом на Листе Р заявления по форме N Р14001 (страница 2) указаны данные о паспорте Ш.В.В., выданном 13.05.2016 Отделом УФМС России по Челябинской области в Курчатовском районе города Челябинска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»