Действующий

Об утверждении Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2022 года N 642



Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации



1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и образовательными организациями (далее соответственно - система управления безопасностью полетов, поставщики услуг), а также порядок осуществления Федеральным агентством воздушного транспорта сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов (далее - факторы опасности и риска), хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации в целях управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов.

2. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:

"безопасность полетов" - состояние, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются;

"добровольные сообщения" - сообщения о фактических и (или) потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, направленные юридическими и физическими лицами в произвольной форме по их инициативе;

"система управления безопасностью полетов" - совокупность осуществляемых поставщиком услуг мероприятий по выявлению и оценке факторов опасности и риска, по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов, а также по оценке эффективности мер по управлению безопасностью полетов гражданских воздушных судов;

"факторы опасности и риска" - действие или бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, создающие угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, предполагаемые вероятность и тяжесть последствий их проявления.

3. Поставщик услуг разрабатывает и применяет систему управления безопасностью полетов с учетом решаемых им задач, которая содержит:

а) распределение ответственности и обязанностей руководства и иных должностных лиц в области обеспечения безопасности полетов;

б) назначение и обучение должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности полетов;

в) порядок ведения документации по системе управления безопасностью полетов;

г) порядок выявления, оценки и управления факторами опасности и риска в целях обеспечения их уменьшения;

д) координацию действий в случае возникновения факторов опасности и риска;

е) контроль и количественную оценку эффективности обеспечения безопасности полетов;

ж) мониторинг изменений в области обеспечения безопасности полетов;

з) популяризацию вопросов безопасности полетов.

4. Поставщик услуг разрабатывает план реализации и (или) совершенствования системы управления безопасностью полетов.

5. Поставщик услуг не позднее чем через 72 часа с момента обнаружения в рамках реализации системы управления безопасностью полетов факторов опасности и риска представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме информацию о факторах опасности и риска, включающую:

а) следующие сведения о поставщике услуг:

для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица (для филиалов, представительств иностранных юридических лиц - номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), адрес места жительства;

б) описание фактора опасности и риска;

в) оценку последствий, к которым может привести фактор опасности и риска;

г) предлагаемые мероприятия в рамках системы управления безопасностью полетов;

д) дату составления, фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись лица, направившего такие данные.

6. Добровольные сообщения представляются в Федеральное агентство воздушного транспорта в произвольной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Адрес электронной почты с доступом к получению добровольных сообщений только уполномоченными должностными лицами Федерального агентства воздушного транспорта размещается на официальном сайте Агентства.

7. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 30 календарных дней со дня поступления информации о факторах опасности и риска, представленной поставщиками услуг в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также добровольных сообщений проводит анализ данных о факторах опасности и риска.