Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 3 марта 2022 года N 139

Об утверждении Положения о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2020,N 2, ст.180),

приказываю:

Утвердить Положение о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководитель
С.Г.Радионова



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 июня 2022 года,

регистрационный N 69088

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 3 марта 2022 года N 139



Положение о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



I. Общие положения

     

1. Положение о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема ФГЭН РСЧС).

2. Функциональная подсистема ФГЭН РСЧС объединяет органы управления, силы и средства центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам, их соответствующих филиалов, а также дирекций по техническому обеспечению надзора на море (далее - подведомственные учреждения) и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300138).

3. Правовыми основами деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2021, N 27, ст.5180);

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2021, N 51, ст.8840);

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3347; 2021, N 45, ст.7524);

перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст.5949; 2021, N 17, ст.2979);

Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 марта 2020 г. N 159 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59773);

положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росприроднадзора;

уставы федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росприроднадзору.

4. Функциональная подсистема ФГЭН РСЧС действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

5. Деятельность функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС организуется центральным аппаратом Росприроднадзора, его территориальными органами и подведомственными учреждениями.

Общее руководство деятельностью функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС осуществляет руководитель Росприроднадзора.

6. На федеральном уровне организация деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС представляет собой комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных мероприятий, обеспечивающих готовность сил и средств Росприроднадзора к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - объекты ФГЭН).

7. На межрегиональном и региональном уровнях деятельность функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС основывается на получении (приеме и сборе) от территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений сведений о складывающейся обстановке, их передаче в органы управления, обработке, обобщении и использовании в качестве исходных данных для принятия решений на осуществление практических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.

8. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН, органы управления и силы функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

9. Решением руководителя Росприроднадзора для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или решениями Правительства Российской Федерации.

II. Цель, задачи и функции функциональной подсистемы федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

10. Основной целью деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств по предупреждению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба, наносимого окружающей среде Российской Федерации в результате чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора.

11. Основными задачами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:

обеспечение взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;

разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты населения территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС;

осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.

12. Функции функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС определяются в соответствии со сферой деятельности Росприроднадзора и включают следующие мероприятия:

изучение источников чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (источников чрезвычайных ситуаций) на объектах ФГЭН;

сбор, обработку и представление информации в соответствующие органы управления РСЧС о состоянии источников чрезвычайных ситуаций, угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

представление научно-аналитической и прогнозной информации о чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций) на объектах ФГЭН в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);

разработку нормативных правовых, нормативно-технических, методических, рекомендательных и иных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

осуществление государственных программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС;

осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.

III. Организация управления функциональной подсистемы федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

13. На каждом уровне функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы информационного обеспечения, связи и оповещения.

14. Управление функциональной подсистемой ФГЭН РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи Росприроднадзора, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до соответствующих органов управления и сил РСЧС.

15. Координационным органом функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на федеральном уровне является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Координационными органами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на межрегиональном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориальных органов Росприроднадзора.

Координационными органами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на региональном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориальных органов Росприроднадзора.

16. Образование, реорганизация и упразднение комиссий, определение их компетенций, утверждение председателя и персонального состава осуществляется руководителем Росприроднадзора, а также соответствующими руководителями территориальных органов Росприроднадзора.

17. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:

на федеральном уровне - структурные подразделения центрального аппарата Росприроднадзора, наделенные надзорными полномочиями;

на межрегиональном и региональном уровнях - территориальные органы Росприроднадзора, наделенные надзорными полномочиями.

18. Органами повседневного управления функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:

на федеральном уровне - дежурная служба Росприроднадзора;

на межрегиональном и региональном уровнях - дежурные службы территориальных органов Росприроднадзора.

19. Система управления функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на каждом уровне объединяет координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.

20. Комиссия имеет право:

в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения структурными подразделениями центрального аппарата Росприроднадзора, территориальными органами и подведомственными учреждениями;

запрашивать необходимую для выполнения своих обязанностей информацию от территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений;

привлекать представителей территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений для выполнения планируемых долговременных и первоочередных мероприятий;

устанавливать при необходимости особый режим работы на объектах, находящихся в ведении Росприроднадзора, при возникновении чрезвычайных ситуаций;

участвовать в расследовании причин аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, выработке мер по устранению условий их возникновения;

осуществлять контроль готовности территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

21. В обязанности Комиссии входит:

организация деятельности территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

планирование и координация осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН, в том числе в оперативном режиме;

координация и руководство действиями оперативных групп центрального аппарата Росприроднадзора при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

координация подготовки руководящего состава Росприроднадзора, а также работников территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

22. Для сбора, обобщения и анализа информации о чрезвычайных ситуациях и ее оперативного доведения до руководства Росприроднадзора, а также до органов повседневного управления функциональной подсистемы ФГЭН в центральном аппарате и территориальных органах создаются оперативные группы по задачам контрольно-надзорной деятельности из числа штатных работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»