Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 3 марта 2022 года N 139
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2020,N 2, ст.180),
приказываю:
Руководитель
С.Г.Радионова
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 июня 2022 года,
регистрационный N 69088
Положение о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Положение о функциональной подсистеме федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы федерального государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема ФГЭН РСЧС).
2. Функциональная подсистема ФГЭН РСЧС объединяет органы управления, силы и средства центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам, их соответствующих филиалов, а также дирекций по техническому обеспечению надзора на море (далее - подведомственные учреждения) и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300138).
3. Правовыми основами деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2021, N 27, ст.5180);
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2021, N 51, ст.8840);
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3347; 2021, N 45, ст.7524);
перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст.5949; 2021, N 17, ст.2979);
Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 марта 2020 г. N 159 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59773);
положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росприроднадзора;
уставы федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росприроднадзору.
4. Функциональная подсистема ФГЭН РСЧС действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
5. Деятельность функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС организуется центральным аппаратом Росприроднадзора, его территориальными органами и подведомственными учреждениями.
Общее руководство деятельностью функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС осуществляет руководитель Росприроднадзора.
6. На федеральном уровне организация деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС представляет собой комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных мероприятий, обеспечивающих готовность сил и средств Росприроднадзора к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - объекты ФГЭН).
7. На межрегиональном и региональном уровнях деятельность функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС основывается на получении (приеме и сборе) от территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений сведений о складывающейся обстановке, их передаче в органы управления, обработке, обобщении и использовании в качестве исходных данных для принятия решений на осуществление практических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.
8. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН, органы управления и силы функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
9. Решением руководителя Росприроднадзора для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или решениями Правительства Российской Федерации.
10. Основной целью деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств по предупреждению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба, наносимого окружающей среде Российской Федерации в результате чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора.
11. Основными задачами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:
обеспечение взаимодействия с комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты населения территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС;
осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.
12. Функции функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС определяются в соответствии со сферой деятельности Росприроднадзора и включают следующие мероприятия:
изучение источников чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (источников чрезвычайных ситуаций) на объектах ФГЭН;
сбор, обработку и представление информации в соответствующие органы управления РСЧС о состоянии источников чрезвычайных ситуаций, угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
представление научно-аналитической и прогнозной информации о чрезвычайных ситуациях (источниках чрезвычайных ситуаций) на объектах ФГЭН в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);
разработку нормативных правовых, нормативно-технических, методических, рекомендательных и иных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
осуществление государственных программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС;
осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН.
13. На каждом уровне функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы информационного обеспечения, связи и оповещения.
14. Управление функциональной подсистемой ФГЭН РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи Росприроднадзора, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до соответствующих органов управления и сил РСЧС.
15. Координационным органом функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на федеральном уровне является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Координационными органами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на межрегиональном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориальных органов Росприроднадзора.
Координационными органами функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на региональном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности территориальных органов Росприроднадзора.
16. Образование, реорганизация и упразднение комиссий, определение их компетенций, утверждение председателя и персонального состава осуществляется руководителем Росприроднадзора, а также соответствующими руководителями территориальных органов Росприроднадзора.
17. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:
на федеральном уровне - структурные подразделения центрального аппарата Росприроднадзора, наделенные надзорными полномочиями;
на межрегиональном и региональном уровнях - территориальные органы Росприроднадзора, наделенные надзорными полномочиями.
18. Органами повседневного управления функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС являются:
на федеральном уровне - дежурная служба Росприроднадзора;
на межрегиональном и региональном уровнях - дежурные службы территориальных органов Росприроднадзора.
19. Система управления функциональной подсистемы ФГЭН РСЧС на каждом уровне объединяет координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.
20. Комиссия имеет право:
в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения структурными подразделениями центрального аппарата Росприроднадзора, территориальными органами и подведомственными учреждениями;
запрашивать необходимую для выполнения своих обязанностей информацию от территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений;
привлекать представителей территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений для выполнения планируемых долговременных и первоочередных мероприятий;
устанавливать при необходимости особый режим работы на объектах, находящихся в ведении Росприроднадзора, при возникновении чрезвычайных ситуаций;
участвовать в расследовании причин аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, выработке мер по устранению условий их возникновения;
осуществлять контроль готовности территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
21. В обязанности Комиссии входит:
организация деятельности территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
планирование и координация осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН, в том числе в оперативном режиме;
координация и руководство действиями оперативных групп центрального аппарата Росприроднадзора при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;
координация подготовки руководящего состава Росприроднадзора, а также работников территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
22. Для сбора, обобщения и анализа информации о чрезвычайных ситуациях и ее оперативного доведения до руководства Росприроднадзора, а также до органов повседневного управления функциональной подсистемы ФГЭН в центральном аппарате и территориальных органах создаются оперативные группы по задачам контрольно-надзорной деятельности из числа штатных работников.