Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 3 марта 2022 года N 07-1430
О деятельности ПМПК
В связи с поступающими обращениями Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет разъяснения об актуальных вопросах деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в субъектах Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что на 10 марта 2022 г. в 9:30 (мск.вр.) запланировано проведение рабочего совещания в форме вебинара под моим председательством по обсуждению актуальных вопросов деятельности ПМПК в субъектах Российской Федерации (далее - рабочее совещание).
К участию в рабочем совещании приглашаются представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования региональных органов, ответственные за организацию образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (в должности не ниже заместителя руководителя органа), а также руководители центральных и территориальных ПМПК.
Программа рабочего совещания прилагается*. Для участия в мероприятии необходимо заполнить регистрационную форму по ссылке: https://events.webinar.ru/19965098/10609415.
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Контактные лица по участию в рабочем совещании: Безуглова Екатерина Александровна, тел.: +7 (913) 532-28-48 (с 8.00 до 19.00 по московскому времени); Валгепеа Артем Алексеевич, тел.: +7 (965) 278-00-90 (с 8.00 до 19.00 по московскому времени).
Директор департамента
Л.П.Фальковская
Рекомендации для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по организации дистанционного онлайн обследования детей
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК, комиссия) регламентирована Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 18, 19 Положения обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
Порядок работы центральной ПМПК утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, территориальной - органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (пункт 5 Положения).
Вместе с тем, в связи с высоким риском распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, рекомендуем организовать работу ПМПК с учетом эпидемиологической ситуации в муниципалитете, субъекте Российской Федерации и в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами (далее - НПА) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае отсутствия таких НПА руководители и специалисты ПМПК могут руководствоваться следующими рекомендациями.
По возможности рекомендуется ограничить проведение очных обследований, обеспечив проведение обследований в дистанционном (онлайн) формате с использованием телекоммуникационных технологий.
При организации обследования в дистанционном формате рекомендуем разработать соответствующий порядок, включающий:
1. определение порядка предоставления родителями (законными представителями) детей необходимых для проведения обследования документов. Так, одним из таких документов должно быть письменное заявление на проведение обследования в дистанционном формате. Направлять пакет документов целесообразно по электронной почте, в том числе архивом, защищенным паролем, отвечающим минимальным требованиям безопасности (например, пароль - телефон родителя (законного представителя).
При организации данной работы необходимо строго соблюдать действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
2. определение порядка предоставления психолого-педагогической характеристики на ребенка из образовательной организации, в которой он обучается, и ее форму. Целесообразно использовать приложение 4 к Примерному положению о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденному распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. N Р-93 (прилагается).
3. определение порядка организации обратной связи с родителями (законными представителями) о получении от них необходимых для проведения обследования документов, согласование даты и времени проведения обследования, необходимых для него технических условий, а также наличия дидактического материала (игрушки, пирамидки, цветные карандаши, лист бумаги, шариковая ручка и др.), который необходим для проведения обследования конкретного ребенка.
Рекомендуемый срок рассмотрения обращения родителей (законных представителей) в ПМПК - не более 10 рабочих дней с момента получения заявления на проведение обследования в дистанционном формате.
4. определение дежурного специалиста, который заблаговременно ознакомит специалистов ПМПК с запросом родителей (законных представителей), а также медицинской и педагогической документацией ребенка с целью предотвращения обсуждения анамнеза обследуемого в его присутствии.
5. обеспечение пробного, тестового подключения, для тестирования каналов связи.
6. обеспечение инструктажа родителей (законных представителей) в части психологической подготовки ребенка, а также в части их собственного поведения во время обследования.
Ребенку родителям (законным представителям) целесообразно рассказать о предстоящем обследовании, создать положительный эмоциональный настрой, благоприятную психологическую обстановку, чтобы он меньше волновался и понимал, что ему предстоит делать; во время обследования родителям (законным представителям) необходимо поддерживать ребенка, но не подсказывать ему и не отвлекать.
Заранее необходимо оговорить с родителями (законными представителями), что обсуждение результатов обследования будет происходить в отсутствии ребенка.
7. определение специалистов и порядка проведения ими обследования (специалисты одновременно проводят обследование или по очереди; специалисты находятся в одном помещении или подключаются из разных мест и др.).
8. организация рабочих мест специалистов для проведения ими обследования: обеспечение хорошего освещения, отсутствие отвлекающих предметов, попадающих в поле зрения обследуемого, а также посторонних шумов. Кроме того, у специалистов должен быть в наличии стимульный материал, который они могут использовать при проведении дистанционного онлайн обследования, учитывающий возраст и психофизические возможности каждого ребенка (например, картинки должны быть четкими, яркими и достаточного размера, чтобы их было видно через монитор компьютера (ноутбука)).
9. предусмотрение возможности видеозаписи процедуры обследования при наличии согласия родителей (законных представителей).
10. ознакомление с заключением и рекомендациями ПМПК родителей (законных представителей) возможно устно после завершения коллегиального обсуждения и подготовки соответствующих рекомендаций при повторном подключении, во время которого родители (законные представители) должны получить развернутую консультацию по результатам обследования и рекомендованным специальным условиям получения образования.
11. обеспечение получения родителями (законными представителями) копии заключения, в том числе по электронной почте (при наличии соответствующего письменного согласия родителя (законного представителя)).
При невозможности проведения обследования в дистанционном формате (в частности, при отсутствии сети "Интернет", компьютерной техники) целесообразно предусмотреть возможность проведения обследования с использованием зеркала Гезелла с целью минимизации контактов.
В данном случае рекомендуем придерживаться рекомендаций, размещенных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/koron_ofdoc.php.
При обращении в центральную ПМПК родителей (законных представителей) ребенка по вопросу несогласия с заключением территориальной ПМПК, рекомендуем рассматривать их в период функционирования ПМПК в штатном режиме или при условии благоприятной эпидемиологической обстановки в очном формате с участием всех членов ПМПК.
Кроме того, рекомендуем разместить актуальную информацию о порядке приема документов, порядке проведения обследования и выдачи рекомендаций ПМПК на официальном сайте ПМПК и на сайте Учредителя (регионального или территориального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования).
Консультирование руководителей и специалистов ПМПК организовано по электронной почте info@pmpkrf.ru и через сайт https://pmpkrf.ru/.
Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в образовательную организацию;
- программа обучения (полное наименование);
- форма организации образования:
1. в группе/классе
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации.
5. Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления:
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах");