Недействующий

Об утверждении государственной программы Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области" (с изменениями на 25 декабря 2023 года)



2. Характеристика сферы реализации государственной программы


С начала 90-х годов объем ремонта жилищного фонда составлял менее 1%, что привело к значительному ухудшению его состояния и к росту объемов аварийного фонда.


С 2008 года посредством реализации региональных адресных программ с участием средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на территории Амурской области осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов.


Благодаря реализации региональных адресных программ капитального ремонта ежегодный объем многоквартирного жилищного фонда, ремонтируемого в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (далее - Федеральный Закон N 185-ФЗ), в 2008 - 2013 гг. составил свыше 1,6% от общей площади многоквартирного жилищного фонда области, в том числе в 2008 году - 3,5%, в 2009 году - 3,1%, в 2010 - 0,8%, в 2011 - 0,6%, в 2012 - 1,3%, в 2013 - 0,8%.


Существующие объемы капитального ремонта многоквартирных домов не обеспечивают нормальных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт дома должен проводиться в среднем один раз в 25 - 30 лет и должен составлять не менее 3 - 4% от общей площади жилищного фонда в год.


На конец 2012 года в области эксплуатировались 753 источника теплоснабжения, из них 539 (71,6%) - малой мощности, 178 (23,6%) - мощностью от 3 до 20 Гкал/час, 34 (4,5%) - от 20 до 100 Гкал/час. Преобладающее число источников теплоснабжения с малой мощностью приходится на сельскую местность. Из общего числа всех источников теплоснабжения 93,1% работают на твердом топливе.


В среднем по области 23,8% тепловых сетей нуждается в замене.


Основным источником водоснабжения в области являются подземные воды, они составляют 67,8% ко всему объему поднятой воды. Изношенность водопроводных сетей, а также аварийность на них (в 2012 г. - 477 аварий, в 2011 - 451). На конец 2012 года в области работали 115 объектов водоотведения (канализации), осуществляющих централизованный отвод сточных вод.


В 2012 году по сравнению с 2011 годом финансирование мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе в сфере теплоснабжения, за счет бюджетных средств сократилось более чем в 4 раза и составило 246,6 млн. руб. Существенное сокращение объема финансирования, соответственно, сказалось на состоянии коммунальной инфраструктуры, а также на общем объеме инвестиций в основной капитал.


Исходя из существующего состояния коммунальной инфраструктуры области необходимо проведение инноваций, предусматривающих техническую модернизацию систем тепло-, газо- и водоснабжения, обеспечение жилищно-коммунального хозяйства современными котлами, системами подготовки и очистки воды, оборудованием, трубопроводами с внедрением современных энергосберегающих технологий, развитие производства источников тепловой энергии и систем теплоснабжения, водоснабжения на основе местного сырья; внедрение новых технологий энерго-, ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения; внедрение новых технологий мониторинга за расходом энергоресурсов.


Одной из причин, усугубляющих финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства области, является наличие дебиторской задолженности, признанной в установленном порядке невозможной к взысканию. В настоящее время по данным органов местного самоуправления области такая задолженность составляет порядка 63 млн. руб.


Главная причина, приводящая к образованию такой задолженности, - это неплатежи населения. Низкий уровень собираемости платежей и взыскания задолженности населения обусловлен тем, что в структуре должников доминируют малодоходные группы, взыскать долг с которых не удается даже в случае положительного решения суда в силу отсутствия у них ликвидного имущества.


Указанная задолженность населения представляет собой денежные средства, недополученные предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области за оказанные услуги, то есть фактические их убытки. Это неблагоприятным образом сказывается на финансовом положении предприятий и, как следствие, на качестве оказываемых ими услуг.


Ситуация усугубляется общеэкономическими проблемами, в частности, по причине роста энергоемкости в жилищно-коммунальном хозяйстве возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни жителей области.


Учитывая вышеуказанное, необходимым является принятие мер, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры, улучшение финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства области.