БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ОБРАЩЕНИЕ

от 14 апреля 1995 года N 4

О правовой и этической защите
людей, а также животных, участ-
вующих в испытательной работе

УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ !

В России, так же как и в других странах мира, проводится широкий круг исследований и испытаний, объектами которых являются человек и животные. Это:

- фундаментальные, физиологические, экофизиологические, патофизиологические и другие биологические исследования;

- испытания новых методов лечения и профилактики заболеваний, включая испытания лекарственных препаратов, апробацию новых методов проведения хирургических вмешательств и другие;

- исследования и испытания методов и средств защиты человека от неблагоприятного воздействия природных или техногенных факторов внешней среды;

- определение оптимальных параметров (физических, химических, биологических) среды обитания человека и допустимых отклонений от оптимальных величин;

- исследование физических и психических возможностей человека в выполнении различных производственных, военных или спортивных задач, исследование и испытание средств и методов защиты от поражающего действия различных видов оружия;

- разработка и испытание средств и методов обеспечения жизни человека в условиях полной или частичной изоляции от природной среды.

Перечисленные работы выполняются значительным числом научно-исследовательских, испытательных и опытно-конструкторских организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Минздравмедпрома, Минобороны и других ведомств. Без таких исследований и испытаний невозможен прогресс науки, техники и медицинской практики.

В то же время проведение подобных исследований бывает связано с опасностью для здоровья и даже жизни испытуемых, а также со страданиями животных. Известно, что пренебрежение этим обстоятельством часто приводило к самым тяжелым последствиям, а иногда носило характер преступления. Это особенно ярко проявилось в ходе Нюрнбергского процесса, результаты которого послужили основой "Нюрнбергского кодекса", определившего основные принципы соблюдения этических норм проведения исследований на человеке. Дальнейшее развитие они получили в "Хельсинской декларации" 1964 года и ряде последующих решений Всемирной медицинской ассамблеи.

Эти документы легли в основу специального законодательства подавляющего большинства стран, где установлен жесткий порядок проведения экспериментов на людях и животных, а контроль за его соблюдением осуществляется специальными этическими комиссиями или комитетами.

В нашей стране, помимо ведомственных инструкций, не было правовых актов, регламентирующих проведение экспериментов на человеке и животных.

В настоящее время некоторые положения "Хельсинской декларации" нашли отражение в Конституции Российской Федерации (статья 21, п.2) и в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (статьи 16 и 43). Возможность законодательно защитить испытуемых может быть реализована лишь тогда, когда правовые акты будут конкретизированы и дополнены средствами этического контроля. Только тогда станет возможным выход нашей страны на мировой уровень организации биомедицинских исследований и испытаний, что существенным образом облегчит столь необходимое нам международное сотрудничество в биологии, медицине, космонавтике и других областях науки и техники.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации подготовить и принять законодательный акт, декларирующий присоединение России к "Хельсинской декларации", определяющий правила и порядок проведения исследований и испытаний на человеке и животных. Считаем также целесообразным выступить с инициативой разработки международного правового законодательства, регламентирующего применение биомедицинских этических норм проведения экспериментов и испытаний на людях и животных. Основой для разработки законодательных предложений могли бы послужить документы, инициативно подготовленные Российским Национальным Комитетом по Биоэтике Российской академии наук, Этическим комитетом Научного центра хирургии Российской академии медицинских наук, Комиссией по биомедицинской этике Государственного научного центра Российской Федерации - Института медико-биологических проблем и другими организациями.

Председатель Московской
городской Думы                                          В.М.Платонов

Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы