Недействующий



СОГЛАШЕНИЕ
о распределении всей собственности бывшего
Союза ССР за рубежом

____________________________________________________________________
Соглашение фактически утратило силу на основании статьи 5 настоящего Соглашения
____________________________________________________________________

Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые далее Стороны,

признавая, что прекращение существования Союза ССР как государства - субъекта международного права диктует необходимость скорейшего урегулирования комплекса вопросов, связанных с имуществом бывшего Союза ССР за рубежом, между государствами-правопреемниками в лице Азербайджанской Республики, Республики Армения. Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины;

подтверждая право каждой Стороны на владение, пользование и распоряжение причитающейся ей справедливой фиксированной долей имущества бывшего Союза ССР за рубежом, при соблюдении прав и интересов других Сторон, а также законов государств, на территории которых находится это имущество;

стремясь к созданию надлежащих условий для осуществления практических задач внешней политики, Стороны;

отмечая исключительное значение соблюдения упомянутых выше условий для гарантированного выполнения Сторонами международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, как это зафиксировано в Договоре о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР от 04 декабря 1991 г., и в развитие Соглашения глав государств участников Содружества Независимых Государств "О собственности бывшего Союза ССР за рубежом" от 30 декабря 1991 г.;

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Предметом рассмотрения настоящего Соглашения является движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза ССР, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией или контролем.

Вышеуказанная собственность подлежит разделу и переходит к Сторонам в соответствии со следующей шкалой фиксированных долей в активах бывшего Союза ССР на основе единого агрегированного показателя:

--------------------------------------------------------------------
 Государство - участник Содружества                 Доля
     Независимых Государств                     (в процентах)
--------------------------------------------------------------------
Азербайджанская Республика                         1,64

Республика Армения                                 0,86

Республика Беларусь                                4,13

Республика Казахстан                               3,86

Республика Кыргызстан                              0,95

Республика Молдова                                 1,29

Российская Федерация                              61,34

Республика Таджикистан                             0,82

Туркменистан                                       0,70

Республика Узбекистан                              3,27

Украина                                           16,37

Итого:                                            95,23*
----------------

* Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, составляющая 4,77 процента, не рассматривается настоящим Соглашением.


Данная шкала подлежит незамедлительной реализации в практической политике Сторон. При этом Стороны исходят из взаимозависимости, существующей между обязательством участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего Союза ССР в долях, установленных в приведенной выше шкале, и возможностью реализации права собственности каждой из Сторон на причитающуюся ей долю всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом.

Доля каждой Стороны в собственности бывшего Союза ССР за рубежом выражается в процентах к общему объему всей этой собственности в каждой конкретной стране.

Активы бывшего Союза ССР, кроме указанных в первой части настоящей статьи, не являющиеся предметом настоящего Соглашения, подлежат разделу на основе отдельного Соглашения.

Вопрос об оценке и разделении Алмазного фонда СССР должен регулироваться специальным Соглашением.

Статья 2

Распределение собственности в отношении недвижимости, используемой дипломатическими, консульскими и иными представительствами бывшего Союза ССР, а также движимости, связанной с обслуживанием этих представительств, осуществляется в приоритетном порядке.

Применение фиксированных долей, приведенных в статье 1 настоящего Соглашения, относится также:

ко всем видам инфраструктур, принадлежавших бывшему Союзу ССР за рубежом, и прибыли от их эксплуатации;

к доходам от реализации всех видов собственности, принадлежавшей бывшему Союзу ССР за рубежом;

к собственности и прибыли от деятельности бывшего Союза ССР, а также юридических лиц, находившихся под его юрисдикцией или контролем, включая совзагранбанки;

к собственности бывшего Союза ССР, общесоюзных ведомств, а также всех неправительственных организаций, имевших общесоюзный статус и выполнявших общегосударственные функции;

к прибыли, полученной от выполнения всех видов контрактных и других работ в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями бывшего Союза ССР, включая межправительственные и межведомственные;

к космическим, воздушным, морским, наземным и другим системам и их инфраструктурам, а также прибыли, полученной от их эксплуатации с учетом действующих или могущих быть заключенными в отношении этой собственности соглашений и специфики самого имущества.

Настоящая шкала применяется также ко всем другим видам собственности бывшего Союза ССР за рубежом, не упомянутым выше, в отношении которых возникает необходимость рассмотрения.

Статья 3

Каждая Сторона имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение причитающейся и отошедшей к ней фиксированной доли от всей собственности бывшего Союза ССР, а также правом на ее выделение в натуре. Возможность раздела в натуре имущества бывшего Союза ССР за рубежом должна осуществляться с надлежащим учетом обеспечения нормального функционирования объектов собственности.

Статья 4

Выделение в натуре причитающейся и отошедшей каждой Стороне доли собственности бывшего Союза ССР за рубежом для самостоятельного владения, пользования и распоряжения осуществляется на основе отдельных соглашений между заинтересованными Сторонами.

Статья 5

В целях обеспечения преемственности установившихся международных связей и создания условий для их наиболее благоприятного развития Стороны заключают между собой двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие порядок аккумулирования доли каждой Стороны в иностранном государстве, различных форм компенсаций за причитающуюся долю или совместного использования собственности.

Статья 6

Урегулирование всех вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения, возлагается на Комиссию по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственных архивов, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, созданную в соответствии с решением Совета глав государств Содружества от 20 марта 1992 года.

При оценке стоимости имущества бывшего Союза ССР за рубежом привлекать международные аудиторские организации.

Статья 7

Споры между Сторонами о толковании или применении настоящего Соглашения, по возможности, будут решаться путем переговоров между правительствами всех Сторон.

Если спор не может быть урегулирован таким путем, то по требованию одной из Сторон он передается на решение третейского суда, действующего в соответствии с Венской конвенцией 1965 года.

Совершено в Москве 6 июля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр сдается на хранение в Архив Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Примечание. Республика Узбекистан сделала предложение (приводится).

Предложение Республики Узбекистан к Соглашению
о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом

Республика Узбекистан настаивает, чтобы Комиссия по правопреемству рассмотрела агрегированный показатель, определяющий долю государства Узбекистан в отношении внешнего долга бывшего СССР.

(Подписи)


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

"Бюллетень международных договоров",

N 8, 1993 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»