СТРАТЕГИЯ
защиты окружающей среды Арктики
Предисловие
В сентябре 1989 года по инициативе правительства Финляндии в Рованиеми, Финляндия, собрались должностные лица восьми арктических стран для того, чтобы обсудить совместные меры, направленные на защиту окружающей среды Арктики. Они договорились провести подготовительную работу к совещанию министров арктических стран, отвечающих за решение проблем окружающей среды Арктики. После совещания в сентябре 1989 года были проведены подготовительные совещания в Иеллоунайфе, Канада, апрель 1990 года, Кируне, Швеция, январь 1991 года, и в Рованиеми, Финляндия, июнь 1991 года.
В дополнение к многочисленным техническим и научным докладам, подготовленным в соответствии с этой инициативой, была разработана Стратегия защиты окружающей среды Арктики. Эта Стратегия стала своего рода кульминацией совместных усилий восьми арктических стран:
Дании
Исландии
Канады
Норвегии
Соединенных Штатов Америки
Союза Советских Социалистических Республик
Финляндии
Швеции.
В подготовке этой Стратегии восьми арктическим странам содействовали следующие наблюдатели:
Ассоциация инуитов Северного Полярного круга
Северный совет Саами
Ассоциация малых народов Севера СССР
Федеративная Республика Германия
Польша
Соединенное Королевство
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде
Международный арктический научный комитет
1. Введение
На национальном и международном уровнях во все большей степени растет осознание важности экосистем Арктики, а также расширяются знания о глобальном загрязнении и создаваемых им угрозах окружающей среде. Арктика в высшей степени чувствительна к загрязнению; значительная часть ее населения и его культуры непосредственно зависит от состояния растительного и животного мира региона. Низкая солнечная радиация, ледяной покров, препятствующий проникновению энергии, низкие средние и экстремальные температуры, бедное видовое разнообразие и низкая биологическая продуктивность, долгоживующие организмы с высоким содержанием липидов - все это повышает чувствительность арктической экосистемы и делает ее легко уязвимой. Такая уязвимость Арктики для загрязнения требует незамедлительных действий - иначе деградация может стать необратимой.
Правительства арктических государств все яснее стали осознавать необходимость борьбы с этими угрозами экосистеме Арктики и свою ответственность в этой области. По инициативе Финляндии восемь арктических стран - СССР, США, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, Дания и Канада - провели совещание, с тем чтобы выработать Стратегию защиты окружающей среды Арктики. Арктические страны сознают, что в наши дни проблемы загрязнения не знают национальных границ и что ни одно государство в одиночку не в состоянии принять эффективные меры против угроз окружающей среде Арктики. К этому их побудили также международный призыв к действию, с которым выступила Всемирная комиссия по вопросам окружающей среды и развития, а также интересы коренных народов, проживающих в арктическом регионе. Арктические государства при участии коренных народов Арктики подготовили настоящую Стратегию защиты окружающей среды. Эта Стратегия основывается на инициативах, которые уже предприняли отдельные страны и коренные народы для защиты окружающей среды Арктики.
Признано, что эта Стратегия и ее осуществление должны включать знания и культуру коренных народов. Известно, что культуры и само существование коренных народов основывались на бережном отношении к природе и рациональном использовании ее ресурсов. Использование природных ресурсов - важное направление деятельности арктических государств. Поэтому Стратегия должна предусматривать такое устойчивое экономическое развитие на Севере, которое не оказывало бы недопустимого воздействия на окружающую среду или культуру. Стратегия должна также опираться на наиболее обоснованные научно-технические рекомендации, которые могут разработать и которыми могут поделиться различные страны.
На арктические экосистемы также воздействуют, а в некоторых случаях угрожают, факторы, порожденные за пределами Арктики. В свою очередь Арктики оказывает существенное влияние на глобальную окружающую среду. Поэтому осуществление Стратегии защиты окружающей среды Арктики благотворно скажется не только на арктических странах, но и на всей планете в целом. Стратегия призвана также регулировать развитие таким образом, чтобы сохранить окружающую среды Арктики для будущих поколений и не нарушать природных процессов.
Арктические страны привержены идее международного сотрудничества в области защиты окружающей среды Арктики и ее устойчивого и справедливого развития и, тем самым, защиты культуры коренных народов. Лишь бережно относясь к природе, арктические страны и арктические народы могут предотвратить ущерб окружающей среде и ее деградации. Таковы задачи, которые необходимо решить с тем, чтобы обеспечить наше общее будущее.
Сама Стратегия содержит ряд составных частей, начиная с констатации целей. Эти цели определяют широкое направление, в котором восемь арктических стран намереваются продвигаться вперед. Цели сопровождаются констатацией принципов, которые служат в качестве ориентиров для индивидуальных и совместных действий арктических стран по мере их продвижения к упомянутым целям. В Стратегии также определяются проблемы и первоочередные задачи, которые, по общему согласию восьми арктических стран, требуют решения в настоящее время.
Кроме того, в ней рассматриваются средства - правовые, научные и административные - с целью определить соответствующие механизмы для осуществления Стратегии. Это прежде всего относится к тому разделу Стратегии, в котором определяются конкретные шаги, которые восемь стран будут предпринимать совместно или индивидуально для решения первоочередных задач и проблем загрязнения. Выполнение стратегии будет осуществляться в соответствии с международным правом, включая нормы международного обычного права, отраженные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Наконец, в Стратегии обозначаются перспективные планы сотрудничества по осуществлению этой Стратегии.
Декларация о защите окружающей среды Арктики
Мы, представители правительств Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Финляндии и Швеции,
собравшись в Рованиеми, Финляндия, на первую Конференцию по защите окружающей среды Арктики на уровне министров,
будучи глубоко обеспокоены угрозами окружающей среде Арктики и воздействием загрязнения на хрупкие арктические экосистемы,
признавая растущее осознание на национальном и международном уровнях важности арктических экосистем и расширение знаний о глобальном загрязнении и вызываемых им угрозах окружающей среде,
выражая решимость совместно добиваться на других международных форумах по окружающей среде решения тех вопросов, затрагивающих окружающую среду Арктики, которые требуют широко международного сотрудничества,
подчеркивая свою ответственность за защиту и сохранение окружающей среды Арктики и признавая особую взаимосвязь коренных народов и местного населения с Арктикой и их уникальный вклад в дело защиты окружающей среды Арктики,
настоящим принимаем Стратегию защиты окружающей среды Арктики и берем обязательство предпринять шаги в целях ее осуществления и рассмотреть вопрос о ее дальнейшем развитии.
Принимаем обязательства по Совместному плану действий, содержащемуся в Стратегии защиты окружающей среды Арктики, который включает:
- сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и влияния загрязнения, в частности загрязнения нефтью, закисления, загрязнения стойкими органическими загрязнителями, радионуклидами, шумами и тяжелыми металлами, а также обмена этими данными;
- оценку потенциального воздействия на окружающую среду деятельности в области развития;
- полное осуществление мер и рассмотрение вопроса о дальнейших мерах по контролю за загрязняющими веществами и ослаблению их отрицательного влияния на окружающую среду Арктики.
Выражаем намерение проводить на постоянной основе оценку угроз окружающей среде Арктики путем подготовки и обновления докладов о состоянии окружающей среды Арктики с целью разработки предложений о дальнейших совместных действиях.
Принимаем также обязательство осуществлять в рамках Стратегии следующие меры:
- Программа арктического мониторинга и оценки (АМАП) для контроля уровней влияния антропогенных загрязнителей во всех компонентах окружающей среды Арктики. С этой целью будет создана специальная группа по арктическому мониторингу и оценке. Норвегия обеспечит секретариат для АМАП;
- защита морской среды Арктики, принятие предупредительных и других мер непосредственно или через компетентные международные организации в отношении загрязнения морской среды Арктики вне зависимости от источников загрязнения;
- предотвращение чрезвычайных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них в Арктике, установление рамок будущего сотрудничества в деле реагирования на угрозу чрезвычайных экологических ситуаций;
- сохранение арктической флоры и фауны, содействие обмену информацией и координации исследований видов и мест обитания флоры и фауны.
Договариваемся проводить регулярные встречи для оценки достигнутого прогресса и координации действий, с помощью которых будет осуществляться и далее совершенствоваться Стратегия защиты окружающей среды Арктики.
Договариваемся продолжать развитие сотрудничества с коренными народами Арктики и приглашать представителей их организаций на будущие встречи в качестве наблюдателей.
Договариваемся провести встречу в 1993 году и принимаем любезное приглашение правительства Дании и местного правительства Гренландии провести эту встречу в Гренландии.
Исходя из вышеизложенного, мы, нижеподписавшиеся представители соответствующих правительств, признавая ее политическую важность и значение для охраны окружающей среды и выражая намерение содействовать осуществлению ее поколений, подписали настоящую Декларацию.
За Правительство Дании За Правительство Исландии
Бертель Хордер Эйдур Гуднасон
Министр образования и Министр окружающей среды
научных исследований
За Правительство Канады За Правительство Норвегии
Томас Сиддон Йенс Сольтенбер
Министр по делам индейцев Заместитель министра окружающей
и развитию Севера среды
За Соединенные Штаты За Союз Советских Социалистических
Америки Республик
Джон Гифен Уайнман Ю.Д.Маслюков
Посол Заместитель Премьер-министра СССР,
председатель Комиссии по делам
Арктики и Антарктики
За Правительство Финляндии За Правительство Швеции
Сирпа Пиетикайнен Биргитта Даль
Министр окружающей среды Министр окружающей среды
Совершено в Рованиеми, 14 июня 1991 года
2. Цели и принципы
2.1. Цели
Целями Стратегии защиты окружающей среды Арктики являются:
i) Защита арктических экосистем, включая человека.
ii) Обеспечение охраны, улучшения и восстановления качества окружающей среды и рациональной эксплуатации природных ресурсов, включая их использование местным населением и коренными народами Арктики.
iii) Уделение должного внимания традиционным и культурным потребностям, ценностям и обычаям коренных народов, как они их сами определили, и стремление максимально увязать их с защитой окружающей среды Арктики.
iv) Обеспечение регулярного обзора состояния окружающей среды Арктики.
v) Выявление, уменьшение и, в качестве конечной цели, ликвидация загрязнения.
2.2. Принципы
В основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики и ее осуществления восемью арктическими странами будут лежать следующие руководящие принципы:
i) Управление, планирование и деятельность по развитию должны предусматривать сохранение, рациональное использование и защиту экосистем и природных ресурсов Арктики на благо и в интересах нынешних и будущих поколений, включая коренные народы.
ii) В основу использования природных ресурсов и управления ими должен быть положен подход, учитывающий ценности и взаимозависимость компонентов экосистем.
iii) Управление, планирование и виды деятельности по развитию, которые могут значительно затронуть экосистемы Арктики, должны:
а) основываться на обоснованных оценках возможного воздействия на окружающую среду Арктики, включая кумулятивное воздействие;
b) обеспечивать сохранение экологических систем и биологического разнообразия региона;
с) учитывать значение Арктики для глобального климата и ее воздействие на него;
d) быть совместимыми с рациональным использованием арктических экосистем;
е) учитывать результаты научных исследований и традиционные знания коренных народов.
vi) Для поддержки планирования будут осуществляться накопление и обмен информацией и знаниями об арктических экосистемах и использовании ресурсов, и они должны предшествовать деятельности по развитию, сопровождать ее и продолжаться после нее.
vii) При планировании и развитии должны учитываться медико-санитарные, социальные, экономические и культурные потребности и ценности коренных народов.
viii) Следует стимулировать и поощрять создание сети охраняемых территорий, уделяя должное внимание потребностям коренных народов.
ix) Следует поддерживать и поощрять международное сотрудничество, направленное на защиту окружающей среды Арктики.
x) Следует поощрять и развивать взаимное сотрудничество по выполнению национальных и международных обязательств в Арктике, соответствующих настоящей Стратегии, включая использование, передачу и/или продажу наиболее эффективных и соответствующих технологий для защиты окружающей среды.
3. Проблемы и первоочередные задачи