Являясь последовательным сторонником создания безъядерных зон в различных районах мира и желая содействовать усилиям латиноамериканских государств в этом направлении, Советское правительство приняло решение подписать Дополнительный протокол II к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко).
Подписывая Дополнительный протокол II к Договору Тлателолко, правительство Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить следующее:
1. Советский Союз исходит из того, что действие статьи 1 договора распространяется, как это определено в статье 5 договора, на всякое взрывное ядерное устройство и что, следовательно, проведение тем или иным участником договора взрывов ядерных устройств в мирных целях явилось бы нарушением его обязательств, предусмотренных в статье 1, и было бы несовместимо с его безъядерным статусом. Решение вопроса о ядерных взрывах в мирных целях для государств - участников договора может быть найдено в соответствии с положениями статьи V Договора о нераспространении ядерного оружия и в рамках международных процедур Международного агентства по атомной энергии.
2. Подписывая Дополнительный протокол II, Советский Союз исходит из того, что в настоящее время в зону применения договора входят территории, на которые распространяется его действие, как это предусматривается пунктом 1 статьи 4 договора. Подписание Советским Союзом Дополнительного протокола II никоим образом не означает признания возможности распространения действия договора, как это предусматривается в пункте 2 статьи 4, за пределы территории государств-участников, включая воздушное пространство и территориальные воды, установленные в соответствии с международным правом.
3. Что касается ссылки в статье 3 договора на "свои законодательства" в связи с территориальными водами, воздушным пространством и любым другим пространством, над которым осуществляют суверенитет государства-участники договора, то подписание Советским Союзом Протокола II не означает признания их претензий на осуществление суверенитета, которые противоречат общепризнанным нормам международного права.
4. Советский Союз принимает к сведению толкование договора, данное в заключительном акте подготовительной комиссии по объявлению Латинской Америки безъядерной зоной, относительно того, что транспортировка ядерного оружия сторонами договора охватывается запрещениями, предусмотренными в статье 1 договора.
5. В заключительном акте подготовительной комиссии по объявлению Латинской Америки безъядерной зоной дается толкование договора в том смысле, что выдача разрешения на транзит ядерного оружия по просьбе государств, не являющихся участниками договора, входит в компетенцию каждого отдельного государства - участника договора. В этой связи Советский Союз подтверждает свою позицию, состоящую в том, что допущение транзита ядерного оружия в любой форме противоречило бы целям договора, согласно которому, как об этом специально говорится в его преамбуле, Латинская Америка должна быть полностью свободной от ядерного оружия, и было бы несовместимым с безъядерным статусом государств - участников договора и их обязательствами, определенными в статье 1 договора.
6. Любые действия, предпринятые государством или государствами, являющимися участниками Договора Тлателолко, несовместимые с их безъядерным статусом, а также совершение одним или несколькими государствами - участниками договора акта агрессии при поддержке государства, обладающего ядерным оружием, или совместно с таким государством будут рассматриваться Советским Союзом как несовместимые с соответствующими обязательствами этих стран по договору. В подобных случаях Советский Союз оставляет за собой право пересмотреть свои обязательства по Дополнительному протоколу II.
Советский Союз оставляет за собой также право пересмотреть свое отношение к Дополнительному протоколу II в случае каких-либо действий со стороны других государств, обладающих ядерным оружием, несовместимых с их обязательствами по указанному протоколу.
7. Советское правительство заявляет, что положения статей Дополнительного протокола II применимы к тексту Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке в той редакции договора, в какой он сформулирован к моменту подписания протокола правительством СССР с учетом позиции Советского Союза, изложенной в настоящем заявлении. В связи с этим для Советского Союза не будет иметь силы любая поправка к этому договору, которая вступила бы в силу в соответствии с положениями статей 29 и 6 договора, без четко выраженного согласия на это со стороны СССР.
Текст документа сверен по:
Действующее международное право
В 3 т., т.2, М.: МНИМП, 1996 год