Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (прилагается).
2. В целях реализации вышеназванной Концепции возложить на Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств организационное обеспечение взаимодействия органов Содружества и организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества.
3. Исполнительному Секретариату Содружества с участием полномочных представителей государств - участников СНГ и органов Содружества, заинтересованных ведомств государств - участников Содружества, национальных и международных научных организаций и объединений завершить разработку проекта Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств и внести его на рассмотрение Совета глав правительств Содружества в 1997 году.
Совершено в городе Москве 18 октября 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
Концепция формирования информационного пространства СНГ (далее - Концепция) подготовлена в соответствии с Решением Совета глав правительств от 3 ноября 1995 года и во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств от 12 апреля 1996 года.
Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств-участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией.
При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей государств и органов Содружества, организованных и проведенных Исполнительным Секретариатом СНГ во исполнение решений Совета глав правительств о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 года и о разработке проекта Концепции формирования информационного пространства государств - участников СНГ от 3 ноября 1995 года.
В Концепции были использованы также предложения по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом Комитете Экономического союза, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Совете руководителей государственных информационных агентств СНГ, информационных службах других органов Содружества, материалы ИТАР-ТАСС, Информационного агентства "Интерфакс", Международной неправительственной организации "Интервидение", Международного центра научной и технической информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и международных научных организаций и объединений, других организаций.
Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов.
Основные положения Концепции отражают:
приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ;
принципы и организационные основы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг;
механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов.
Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в государствах Содружества.
Информационное пространство СНГ - совокупность национальных информационных пространств государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.
Формирование информационного пространства СНГ - совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации в целях обеспечения и удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций и органов управления государств Содружества.
Информационная инфраструктура государств - участников СНГ - совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле-, радио-, телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационная технология - система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации.
Информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме.
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею в соответствии с порядком, установленным собственником или владельцем информации.
Междгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства.
Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Содружества.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности, использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств - участников СНГ.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
определение приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов;
предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является началом процессов создания качественно новой информационной среды и формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.
Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества.
Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.
Формирование информационного пространства СНГ позволит полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им на территориях государств - участников СНГ, проводить согласованную политику в различных сферах.
Задачи, стоящие перед государствами - участниками СНГ в контексте формирования информационного пространства, не ограничиваются проведением внутренней информационной политики и развитием национального информационного пространства. Эти задачи связаны также с выявлением путей и средств расширения таких возможностей, которые позволили бы государствам - участникам СНГ извлечь максимум выгод из развития мировой информационной инфраструктуры.
В области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства, как и общественные структуры отдельных государств, находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств - участников СНГ не является линейным и скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное пространство могут быть различны.
Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:
этапы формирования и развития информационного пространства СНГ;
развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере;
повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах;
развитие социальных и культурных связей;
защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.
Концепция является основой сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
Главной целью работ по формированию информационного пространства государств - участников СНГ является обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
В составе общих интересов государств Содружества могут быть названы:
сохранение и развитие контактов граждан;
беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;
развитие образования, науки, техники и культуры;
обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;
обеспечение информационной безопасности;
координация действий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом;
взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации;
создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.
1. Разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении информационной продукции.
2. Разработка и утверждение механизма доступа к национальным информационным ресурсам.
3. Принятие согласованных мер по оказанию информационно-телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию национального промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах Содружества на основе кооперации и международного разделения труда.
4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Содружества.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.
Формирование информационного пространства государств - участников СНГ осуществляется с учетом следующих основных принципов:
соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства;
соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией;
взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;
обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств - участников СНГ;
экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг;
сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств - участников СНГ;
соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств - участников СНГ в области информации;
проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем государств Содружества;
использования наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;
выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные услуги и продукцию;
признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о событиях, происходящих в государствах - участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества;
взаимной заинтересованности в расширении возможностей налаживания постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Содружестве Независимых Государств.