Остойчивость судов в аварийных случаях
(а) При всех условиях эксплуатации должна быть предусмотрена достаточная остойчивость для неповрежденного судна таким образом, чтобы дать возможность судну выдержать конечную стадию затопления любого главного отсека, который должен находиться в границах предельной длины затопляемого отсека.
Если два смежных главных отсека разделяются переборкой, которая имеет уступы согласно условиям подпараграфа (е) (i) Правила 6, то остойчивость в неповрежденном состоянии должна быть такой, чтобы судно могло выдержать затопление этих двух смежных главных отсеков.
Если требуемый фактор деления судна на отсеки составляет 0,50 или менее, то остойчивость в неповрежденном состоянии должна быть такой, чтобы выдержать затопление любых двух смежных главных отсеков.
(b) (i) Требования параграфа (а) настоящего Правила должны быть определены расчётами, соответствующими параграфам (с), (d) и (f) и учитывающими размеры и конструктивные особенности судна, а также расположение и конфигурацию поврежденных отсеков.
Эти расчёты производятся исходя из предположения, что судно находится в наихудших эксплуатационных условиях в отношении остойчивости.
(ii) Если предполагается устанавливать палубы, внутренние обшивки или продольные переборки достаточной плотности, способные серьезно ограничить водотечность, то Администрация должна удостовериться, что эти ограничения учтены должным образом при расчётах.
(с) Для расчёта остойчивости и при поврежденном судне объемные и поверхностные проницаемости должны иметь следующие величины:
Помещения | Проницаемость |
Занимаемые грузом, углем или припасами | 60 |
Жилые | 95 |
Занимаемые механизмами | 85 |
Предназначенные для жидких грузов | 0 или 95 |
________________
В зависимости от жесткости требований.
(d) Допускается, что повреждение имеет следующие минимальные размеры:
(i) Продольный размер: 3,05 м (10 фут.) плюс 3% длины судна или 10,67 м (35 фут.), смотря по тому, что меньше.
(ii) Поперечный размер (измеренный внутри со стороны борта судна перпендикулярно диаметральной плоскости на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления судна на отсеки): расстояние, равное 1/5 ширины судна, согласно определению Правила 2.
(iii) Вертикальный размер: от верхней кромки двойного дна до предельной линии погружения.
(iv) Если повреждение меньшего размера, чем указано в предыдущих подпараграфах (i), (ii) и (iii), может привести к более серьезному состоянию в отношении крена или потери метацентрической высоты, то такое повреждение должно быть учтено при расчётах.
(е) Несимметричное затопление должно быть сведено к минимуму, насколько это совместимо с целесообразным расположением. Если предусмотрены специальные устройства для выравнивания максимального крена путём поперечного затопления, то эти устройства и максимальный крен до выравнивания должны быть приёмлемы для Администрации. Капитан судна должен быть снабжен надлежащей информацией относительно применения таких устройств
(f) Судно после повреждения и после принятия мер выравнивания должно отвечать следующим условиям:
(i) В случае симметричного затопления остаточная метацентрическая высота должна быть положительной, с тем, однако, что Администрация в особых случаях может принять отрицательную метацентрическую высоту (в прямом положении) при условии, что результирующий крен составляет не больше 7°.
(ii) В случае несимметричного затопления полный крен не должен превышать 7°, с тем, однако, что в особых случаях Администрация может допустить добавочный крен благодаря несимметричному моменту, но ни в коем случае окончательный крен не должен превышать 15°.
(iii) Ни в коем случае предельная линия погружения не должна оказаться в воде в конечной стадии затопления. Если считают, что предельная линия погружения может оказаться под водой в течение промежуточной стадии затопления, то Администрация может потребовать такого исследования и таких мероприятий, которые, по ее мнению, окажутся необходимыми для безопасности судна.
(g) Капитан судна должен быть снабжен сведениями, необходимыми для сохранения достаточной остойчивости судна в неповрежденном состоянии в условиях эксплуатации, дабы дать возможность судну выдержать критическое повреждение.
В отношении судов, где требуется поперечное затопление, капитан судна должен быть информирован об условиях остойчивости, на основании которых производятся расчёты крена, при этом он должен быть предупрежден, что чрезмерный крен может привести судно к аварии, если судно окажется в менее благоприятном состоянии.