Специальные правила, касающиеся деления
судна на отсеки
(а) Если в какой-либо части или частях судна водонепроницаемые переборки доводятся до более высокой палубы, чем в остальной части судна, и при этом желательно воспользоваться этим более высоким протяжением переборок при вычислении предельной длины затопляемого отсека, то для каждой такой части судна могут применяться отдельные предельные линии погружения при условии:
(i) что борта судна имеют протяженность по всей длине судна до палубы, соответствующей верхней предельной линии погружения, и что все отверстия в наружной обшивке ниже этой палубы, по всей длине судна, с точки зрения толкования Правила 13, рассматриваются как расположенные ниже предельной линии погружения, и
(ii) что два отсека, смежные с "уступом" на палубе переборок, находятся каждый в пределах допускаемой длины, соответствующей их предельным линиям погружения, и, кроме того, что суммарная длина их не превышает двукратной допускаемой длины, рассчитанной исходя из нижней предельной линии погружения.
(b) (i) Отсек может превышать допустимую длину, определенную Правилом 5, при условии, что суммарная длина каждой пары смежных отсеков, к которым принадлежит данный отсек, не превышает ни предельной длины затопляемого отсека, ни двукратной допустимой длины, смотря по тому, что меньше.
(ii) Если один из двух смежных отсеков расположен внутри машинного отделения, а другой - вне последнего и средняя величина проницаемости части судна, в которой расположено второе помещение, отличается от средней проницаемости машинного отделения, то суммарная длина двух отсеков должна соответствовать средней величине проницаемости двух частей судна, в которых расположены отсеки.
(iii) Если два смежных отсека имеют различные факторы деления, то суммарная длина этих двух отсеков должна определяться пропорционально.
(с) На судах длиной 131 м (430 фут.) и больше одна из главных поперечных переборок, расположенных в корму от форпика, должна быть установлена на расстоянии от носового перпендикуляра, не превышающем допустимой длины.
(d) Главная поперечная переборка может иметь выступ при условии, чтобы все части выступа лежали внутри вертикальных плоскостей, расположенных с обоих бортов судна на расстоянии от наружной обшивки, равном 1/5 ширины судна (как определено в Правиле 2), и измеренном под прямым углом к диаметральной плоскости, на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления судна на отсеки.
Любая часть выступа, которая расположена вне указанных пределов, должна рассматриваться как уступ согласно следующему параграфу.
(е) Главная поперечная переборка может иметь уступ, если она отвечает одному из следующих условий:
(i) Суммарная длина двух отсеков, разделенных данной переборкой, не превышает 90% предельной длины затопляемого отсека или двукратной допускаемой длины, с тем, однако, исключением, что на судах, имеющих фактор деления на отсеки больше 0,9, суммарная длина двух соответствующих отсеков не должна превышать допускаемую длину.
(ii) Будет предусмотрено добавочное деление судна на отсеки в районе уступа для сохранения той же системы безопасности, которая обеспечивается плоской переборкой.
(iii) Отсек, поверх которого простирается уступ, не должен превышать допускаемую длину, соответствующую предельной линии погружения, измеренной на 76 мм (3 дюйма) ниже уступа.
(f) Если главная поперечная переборка имеет выступ или уступ, то при определении деления судна на отсеки должна быть применена эквивалентная плоская переборка.
(g) Если расстояние между двумя смежными главными поперечными переборками или эквивалентными им плоскими переборками, или расстояние между поперечными плоскостями, проходящими через ближайшие части переборок, имеющие уступы, меньше 3,05 м (10 фут.) плюс 3% длины судна или 10,67 м (35 фут.), смотря по тому, что меньше, то только одна из этих переборок должна рассматриваться как составляющая деления судна на отсеки в соответствии с Правилом 5.
(h) Если главный поперечный водонепроницаемый отсек содержит подразделение и при этом, к удовлетворению Администрации, может быть доказано, что после любого предполагаемого повреждения борта, простирающегося на длину свыше 3,05 м (10 фут.), плюс 3% длины судна или 10,67 м (35 фут.), смотря по тому, что меньше, весь объем главного отсека не будет затоплен, то может быть сделана пропорциональная скидка в допустимой длине для подобного отсека.
В этом случае объем засчитываемой плавучести на неповрежденном борту не должен быть больше принятого на поврежденном борту.