Не вступил в силу

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений

ПРОТОКОЛ

1. В отношении пункта 1 (а) статьи I Стороны подтверждают взаимное понимание того, что термин "компания Стороны" включает товарищество, которое создано в соответствии с законодательством Стороны и является юридическим лицом или обладает правоспособностью в соответствии с законодательством такой Стороны.

2. (а) В отношении пунктов 1 (с) и 3 статьи I пункта 4 статьи II Стороны подтверждают взаимное понимание того, что "контролируемые" капиталовложения включают капиталовложения, прямо контролируемые гражданами или компаниями Стороны, а также капиталовложения, косвенно контролируемые такими гражданами или компаниями через посредство граждан или компаний третьего государства. Это применимо также в отношении "владения" капиталовложением в смысле пункта 1 (с) статьи I и пункта 4 статьи II.     

(b) Стороны признают, что вопрос о контроле будет определяться в зависимости  от фактических обстоятельств конкретного случая.  При определении "контроля" необходимо помимо прочего учитывать,  имеются ли:

(i) существенный интерес в капиталовложении с учетом доли участия в активах или иных форм финансового участия;

(ii) возможность существенно влиять на управление капиталовложением; или

(iii) возможность существенно влиять на состав совета директоров или любого другого органа управления.

3. В отношении пункта 1 (е) статьи I Стороны подтверждают взаимное понимание того, что "деятельность в связи с капиталовложением" включает также доступ к коммунальным услугам и службам, аренде служебных помещений, сырьевым материалам, комплектующим изделиям и услугам всех видов по недискриминационным ценам, если цены устанавливаются государственными органами.

4. В том, что касается пункта 1 статьи II, Стороны подтверждают следующее понимание относительно вопроса осуществления капиталовложений.

        (а) Независимо от содержащегося в пункте 1 статьи II обязательства предоставлять    национальный   режим   в    отношении осуществления  капиталовложений,   Российская  Федерация  в  течение периода, не превышающего пяти лет с  момента  вступления  настоящего Договора в силу, может предъявлять требования к получению разрешения Правительства Российской   Федерации   на   осуществление    крупных капиталовложений, размер   которых  превышает  сумму,  установленную Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от  4  июля  1991 года ("Закон").  Российская  Федерация при предоставлении разрешения или отказе в нем будет руководствоваться  всеми  иными   положениями настоящего Договора.  В  дальнейшем  в  таком   разрешении  не будет отказано с целью ограничения конкуренции  либо  создания препятствий или запретов  для капиталовложений  граждан или компаний Соединенных Штатов Америки в отдельных  отраслях  или  сферах  деятельности  (за исключением тех,  которые  указаны  в   Приложении и в которых могут устанавливаться изъятия из национального режима).

          (b) Российская Федерация принимает на себя обязательство в течение одного  года с момента вступления настоящего Договора в силу изменить размер  капиталовложений,  для  которых  в  соответствии  с Законом требуется  разрешение Правительства Российской Федерации,  с тем, чтобы  подобное разрешение требовалось только в отношении таких крупных капиталовложений,  которые  имелись в виду в момент принятия Закона.

5. (а) В том, что касается пункта 9 статьи II, Стороны признают, что между Российской Федерацией и другими государствами бывшего Союза ССР продолжают существовать некоторые особые экономические договоренности и отношения. Эти договоренности и отношения являются результатом фактического продолжения связей, ранее сформировавшихся между республиками бывшего Союза ССР. Стороны признают, что вследствие существования таких договоренностей и отношений капиталовложениям граждан и компаний данных государств на территории Российской Федерации может быть предоставлен национальный режим в тех отраслях или сферах деятельности, в которых Российская Федерация оставляет за собой право отказывать в предоставлении национального режима капиталовложениям граждан и компаний Соединенных Штатов Америки.

        (b) С учетом вышеизложенного Стороны признают, что обязательство предоставлять режим наиболее благоприятствуемой нации не будет  касаться  вышеупомянутых  преимуществ,  которые   являются результатом существующих   экономических договоренностей и отношений между Российской Федерацией и другими республиками бывшего Союза ССР и которые  относятся   к капиталовложениям,  существующим  на момент вступления Договора в силу.

       (с) Стороны подтверждают взаимное понимание того, что любые преимущества, которые  могут  возникнуть на основе заключаемых между Российской Федерацией и любым другим государством бывшего Союза  ССР в будущем   (после   вступления    в   силу   настоящего   Договора) договоренностей, иных,  чем те,  которые изложены  в  подпункте  (а) настоящего пункта,   могут   привести   к  изъятию  из  обязательств Российской Федерации предоставлять режим наиболее благоприятствуемой нации капиталовложениям   граждан   и  компаний  Соединенных  Штатов Америки лишь в том случае,  если такие будущие договоренности  будут соответствовать требованиям  пункта  9  статьи  II.  В   этом случае Стороны соглашаются  путем   проведения   консультаций   определять, существует ли   взаимовыгодная   основа   для  предоставления  любых подобных преимуществ   капиталовложениям   граждан   или    компаний Соединенных Штатов Америки.

6. В том, что касается пункта 9 статьи II, Стороны подтверждают, что изъятие из обязательства предоставлять режим наиболее благоприятствуемой нации будет касаться также преимуществ, предоставляемых Соединенными Штатами Америки в силу обязательств, подлежащих исполнению на основе любого многостороннего международного соглашения, заключаемого в рамках ГАТТ после подписания настоящего Договора. Кроме того Стороны соглашаются обсуждать вопрос о проведении консультацией с тем, чтобы определять, существует ли взаимовыгодная основа для предоставления любых подобных преимуществ капиталовложениям граждан или компаний Российской Федерации.

7. В том. что касается спора в связи с капиталовложением согласно статье VI, Стороны подтверждают, что любая компания, которая правомерно учреждена в соответствии с действующим законодательством любой из Сторон либо ее национально-государственного или административно-территориального образования и которая непосредственно до возникновения события или событий, приведших к возникновению спора, являлась капиталовложением граждан или компаний другой Стороны, будет рассматриваться как гражданин или компания этой другой Стороны.

8. В отношении пункта 1 статьи X Стороны подтверждают взаимное понимание того, что любая мера, предпринятая Стороной для защиты своих существенных интересов безопасности, не требует объяснений.

9. Применительно к пункту 1 статьи XIII Стороны отмечают, что в соответствии с международно признанным правом международных договоров, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то положения договора не обязательны для участника договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу для указанного участника, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты.

10. В том, что касается записи в пункте 1 Приложения относительно государственных дотаций, Стороны признают, что в настоящее время некоторые субсидии по-прежнему предоставляются российским компаниям вследствие ранее установленных государственных планов и участия данных компаний в выполнении государственных заказов ("плановые субсидии"). Стороны признают переходный характер плановых субсидий. Российская Федерация будет стремиться свести плановые субсидии к минимуму. Российская Федерация подтверждает, что плановые субсидии не будут предоставляться в целях оказания негативного влияния на условия конкуренции либо создания препятствий или запретов для капиталовложений граждан или компаний Соединенных Штатов Америки в отдельных отраслях, и будет стремиться избегать такого рода последствий плановых субсидий.