Действующий

Решение о Меморандуме Совета глав государств Содружества Независимых Государств "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств" и Перспективном плане интеграционного развития Содружества Независимых Государств

МЕМОРАНДУМ

СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Важное значение для укрепления и развития Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) имеет продолжение активной линии, направленной на поэтапное превращение его в дееспособное объединение суверенных государств. Продвигаться к этой цели следует посредством последовательного формирования эффективной интеграционной структуры Содружества. Особое значение при этом приобретает согласованность действий государств-участников СНГ, предпринимаемых на межгосударственном и межправительственном уровне, а также в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества. Назрела необходимость совершенствования и повышения эффективности уставных органов и рационализации структуры Содружества. Реалии жизни требуют создания механизма взаимодействия государств СНГ, обеспечивающего выполнение многосторонних соглашений в органичном сочетании с принятием уставными органами Содружества оперативных, в том числе обязательных решений в пределах их компетенции, и выработкой эффективной системы контроля в этой сфере.

Исходя из этого может возникнуть потребность в представлении некоторым органам СНГ определенных межгосударственных полномочий в согласованных сферах.

На данном этапе процесс интеграции должен носить естественный характер и в полной мере зависит от доброй воли его участников.

В то же время объективная логика развития постсоветского пространства, осознанное стремление народов к интеграции требуют продолжить поиск новых более тесных организационных форм сотрудничества независимых государств.

Сохранение возможности разноскоростного движения в Содружестве, многовариантность форм участия в его деятельности позволит гибко учитывать интересы партнеров, их возможные особые позиции, продвигаться по пути углубления интеграции между теми странами, которые готовы к более тесному взаимодействию в различных сферах.

1. Главным направлением интеграции в ближайшей и среднесрочной перспективе является налаживание эффективного экономического сотрудничества как основной предпосылки преодоления кризисных явлений и подъема экономики всех государств-участников СНГ.

Приоритетным в этой области в соответствии с Договором о создании Экономического союза должно стать поэтапное формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В ближайшее время основное внимание следовало бы сосредоточить на создании зоны свободной торговли как этапа в формировании Таможенного союза, предусматривающего полное снятие таможенных ограничений в торговых отношениях между его участниками, в рамках которого был бы установлен общий таможенный тариф и налажена координация внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Параллельно необходимо вести работу по образованию Платежного союза, что помогло бы решению острейшей проблемы платежно-расчетных отношений.

Реализация этих задач создала бы экономические и организационные условия для формирования общего рынка с беспрепятственным движением товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.

Большую важность приобретает развитие прямых связей между предприятиями, осуществление общих отраслевых и межотраслевых программ и стимулирование субрегиональной кооперации.

Для успешной деятельности Экономического союза актуальное значение имеет работа его постоянно действующего органа, наделенного достаточно широкими полномочиями, в том числе и для оперативного решения вопросов.

2. В сфере сотрудничества по проблемам экологии речь должна идти о согласовании усилий государств-участников СНГ в ключевых областях охраны окружающей среды и оздоровления населения экологически неблагополучных регионов.

3. Постоянного внимания требуют к себе военные вопросы. В качестве первоочередной задачи следует рассматривать формирование системы безопасности Содружества на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и двусторонних соглашений между государствами-участниками СНГ. Это позволит поднять на качественно новую ступень сотрудничество в области безопасности государств-участников СНГ по недопущению и прекращению вооруженных конфликтов на территориях государств-участников СНГ и между ними, в подготовке кадров, оснащении вооруженных сил государств-участников СНГ, кооперировании военного производства и стандартизации вооружений, а также создаст благоприятные условия для сохранения и использования имеющейся оборонной инфраструктуры.

4. Необходимо реализовать идею коллективного миротворчества государств-участников СНГ при том понимании, что основные усилия будут направлены на мирные, политико-дипломатические способы разрешения возникающих противоречий, формирование на основе принципов ООН и СБСЕ эффективных механизмов предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов в целях обеспечения стабильности на всем пространстве государств-участников Содружества. Завершение процесса институционализации в данной области позволит Коллективным миротворческим силам Содружества оперативно реагировать на события, не исключая взвешенного, строго адекватного конкретным условиям и в рамках международного права применения силы в соответствии с Уставом ООН.

5. Важным направлением интеграционных усилий является налаживание и углубление сотрудничества между государствами-участниками Содружества в сфере обеспечения безопасности их внешних границ.

Общим интересам государств-участников Содружества соответствует надежная охрана границ по периметру СНГ, которая должна осуществляться совместными усилиями.

Осуществление на практике принципа открытости границ внутри СНГ не должно наносить ущерба политическим, военным и экономическим интересам ни одного из государств-участников Содружества.

В последнее время в развитии сотрудничества государств-участников СНГ по пограничным вопросам устойчиво проявляется направленность на объединение усилий в сфере охраны внешних границ государств-участников Содружества. В этих условиях следует вести линию на практическое закрепление интеграционных тенденций в деятельности пограничных войск государств-участников Содружества, к созданию и поддержанию на внешних границах режима, способствующего укреплению статуса Содружества в целом и защите жизненно важных интересов каждого из государств-участников СНГ.

6. Широкий спектр проблем предстоит решать в рамках СНГ по линии гуманитарного сотрудничества и прав человека. Прежде всего, добиваться реального обеспечения всем гражданам, независимо от их национальности или иных различий, равных прав и свобод и способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех народов, населяющих государства-участники СНГ.

Следует завершить разработку в рамках СНГ договорно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств-участников Содружества в области соблюдения основных прав и свобод человека и национальных меньшинств.

Общим интересам служила бы активизация культурных обменов, сотрудничества в области науки, образования, спорта. Необходимо наладить взаимный обмен информацией и сотрудничество национальных комиссий по делам ЮНЕСКО государств-участников СНГ.

7. В контексте шагов по укреплению интеграционных процессов в СНГ важное значение имеет осуществление постоянных консультаций государств-участников Содружества в международной сфере, согласованных действий в международных и региональных организациях по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Перспективы интеграционного развития СНГ предполагают активный поиск адекватных областей и форм взаимодействия во внешней политике. С учетом накопленного опыта представляется, что к реализации на практике указанных задач следует подходить поэтапно, выявляя круг проблем, представляющих взаимный интерес, постепенно совершенствуя механизмы консультаций и расширяя основы согласованных совместных действий на мировой арене и в международных организациях.

*  *  *

Продвижение по всем этим направлениям создаст реальную возможность построения в перспективе региональной международной организации, способной обеспечивать политическую и социально-экономическую стабильность на пространстве СНГ.

                                         Принят Решением Совета глав
                                         государств      Содружества
                                         Независимых  Государств   о
                                         Меморандуме   Совета   глав
                                         государств      Содружества
                                         Независимых      Государств
                                         "Основные       направления
                                         интеграционного    развития
                                         Содружества     Независимых
                                         Государств" и Перспективном
                                         плане       интеграционного
                                         развития        Содружества
                                         Независимых Государств
                                         от 21 октября 1994 года