КОНЦЕПЦИЯ
Платежного союза государств - членов
Экономического союза Содружества Независимых Государств

Понятие Платежного союза:

под Платежным союзом понимается добровольное объединение государств в целях обеспечения бесперебойных платежей на основе взаимной конвертируемости национальных валют;

участниками Платежного союза являются государства, принявшие обязательства соблюдать условия Соглашения о Платежном союзе.

Основные принципы Платежного союза.

1. Участники торговых сделок (предприятия, организации) самостоятельно определяют формы расчетов, валюту цены контракта и валюту платежа. В качестве валюты внешнеторговых расчетов могут использоваться, по выбору участников сделок, национальные валюты государств-участников Платежного союза и другие валюты.

Государства-участники Платежного союза, взаимно признавая национальные валюты, не вправе устанавливать ограничения по приему к использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и иным операциям.

При создании соответствующих предпосылок участники Платежного союза могут ввести валюту коллективного пользования для межгосударственных расчетов.

2. Правительства и центральные (национальные) банки государств-участников Платежного союза устанавливают такие правила государственного внешнеторгового и валютного регулирования, которые приводят к развитию на территории соответствующих государств полноценного валютного рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи национальной валюты за национальные валюты других государств-участников Платежного союза и за иные валюты.

3. Государствами-участниками Платежного союза обеспечивается режим конвертируемости национальной валюты в иностранные валюты по текущим операциям (операциям, связанным с движением товаров и услуг).

Резидентам предоставляется возможность приобретения иностранной валюты (как свободно конвертируемой валюты, так и национальных валют государств-участников Платежного союза) в обмен на национальную валюту для осуществления текущих операций в соответствии с национальным законодательством. Административные ограничения в части определения валюты платежа при заключении контрактов между юридическими лицами государств-членов Платежного союза не допускаются.

Нерезидентам предоставляется возможность владеть национальной валютой и использовать ее для оплаты приобретения товаров и услуг как в данном государстве, так и для расчетов с третьими странами.

Обменный курс национальных валют государств-участников (в том числе официальный курс) определяется на основе спроса и предложения либо на валютных биржах (с проведением торгов не реже двух раз в неделю), либо на межбанковском валютном рынке, на котором хотя бы один из банков (это может быть и центральный банк) должен осуществлять ежедневную котировку курса с обязательством заключать сделки купли-продажи по объявляемому (котируемому) курсу. Государства-участники придерживаются режима единого валютного курса для всех видов внешнеэкономических операций.

4. Государства-участники Платежного союза применяют согласованный режим использования остатков средств на банковских счетах, принадлежащих нерезидентам, на цели инвестиций, включая вложения этих средств в депозиты, государственные ценные бумаги, в акции и долевые участия в капитале предприятий, другие формы инвестиций. Государства-участники договариваются о едином подходе к установлению режима конверсии (перевода) в иностранную валюту остатков средств на счетах нерезидентов в национальной валюте.

5. Уполномоченным коммерческим банкам государств-участников Платежного союза предоставляется право осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям через взаимные корреспондентские счета, предоставлять кредиты банкам-корреспондентам и иным резидентам и нерезидентам, участвующим во внешнеэкономических операциях.

6. Определяются органы управления Платежным союзом. Специализированным банковским институтом Платежного союза является Межгосударственный банк.

7. Предприятия и организации должны обладать правом выбора банка, обслуживающего их внешнеэкономические операции, а коммерческие банки - правом выбора банка-корреспондента.

8. Государства-участники Платежного союза определяют порядок расчетов по внешнеэкономическим операциям неторгового характера, позволяющий обеспечить платежи по поручению или в пользу физических и юридических лиц, связанные с поездками, переводами заработной платы, пенсий, а также другие платежи неторгового характера.

Режим расчетов по неторговым операциям должен включать в себя:

организацию работы банков по осуществлению безналичных переводов по поручению или в пользу физических и юридических лиц, инкассации наличной иностранной валюты и иных платежных документов, выплате наличных денег со счетов и по безналичным перечислениям, обмену наличной иностранной валюты;

правила ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и иных платежных средств в иностранной валюте;

возможность приобретения физическими лицами платежных средств в иностранной валюте для осуществления платежей неторгового характера.

9. Государства-участники Платежного союза не принимают административных мер по ограничению сферы использования своих национальных валют резидентами и нерезидентами или не затрудняют это использование в целях приобретения товаров и услуг, осуществления инвестиций, платежей неторгового характера.

10. Государства-участники Платежного союза не препятствуют допуску своих банков к участию в торгах валютами государств-участников Платежного союза на их внутренних валютных рынках.

11. Государства-участники могут на условиях, не наносящих ущерб для других государств-участников Платежного союза, на двусторонней или многосторонней основе заключать дополнительные соглашения о более тесной координации своей экономической политики, включая создание валютных союзов, основанных на поддержании устойчивого обменного курса (паритета) национальных валют, объединения или передачи части своих функций в области регулирования внешнеэкономической деятельности, денежно-кредитного и бюджетного регулирования.

12. Государства-участники Платежного союза добиваются сбалансированности своих платежных балансов и стремятся к обеспечению устойчивости национальных валют.


Текст документа сверен по:

"Содружество" (информационный     вестник СНГ), N 1, 1994 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»