Недействующий

     

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Соединенных Штатов Америки
относительно международной торговли в области
коммерческих услуг по космическим запускам

(с изменениями на 30 января 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

_______________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки по внесению в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно международной торговли в области коммерческих услуг по космическим запускам изменений и дополнений от 30 января 1996 года.

_______________________________________________________________

Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных Штатов Америки, в дальнейшем именуемые Сторонами,

имея в виду вклад всех стран, осуществляющих освоение космического пространства, в развитие промышленности по производству ракет-носителей,

принимая во внимание важность обеспечения доступа в космос в мирных целях,

признавая полезность разработки многосторонних принципов правительственного участия в деятельности по коммерческим космическим запускам,

учитывая, что российская отрасль, связанная с космическими запусками, находится в процессе перехода к деятельности, основанной на рыночных принципах,

желая способствовать скорейшему выходу России на международный рынок коммерческих запусков таким образом, чтобы способствовать рыночным реформам в российской экономике, включая ее сектор по космическим запускам, создать возможности российским юридическим лицам для предложения международным клиентам услуг в области коммерческих космических запусков по справедливым и разумным ценам в соответствии с рыночными принципами, не дестабилизируя международный рынок коммерческих услуг по космическим запускам,

согласились о нижеследующем:

Статья I
Определения

Для целей настоящего Соглашения:

1) "коммерческие услуги по космическим запускам" означает услуги по запуску в космос любого космического аппарата или спутника, включая, среди прочих, спутники связи, предлагаемые или предоставляемые международным клиентам на коммерческой основе;

2) "российские операторы услуг по космическим запускам" означает любые действующие от своего имени юридические лица или действующие от их имени агенты или представители, имеющие разрешение Правительства Российской Федерации на предоставление коммерческих услуг по космическим запускам или ракет-носителей для таких услуг;

3) "международный клиент" означает:

а) любое физическое лицо,

b) любую корпорацию, компанию, ассоциацию, предприятие, товарищество или другое юридическое лицо, независимо от того, созданы ли они для получения финансовой прибыли или нет, находятся в частной или государственной собственности, под частным или государственным контролем,

с) любой правительственный орган, за исключением Правительства Российской Федерации и Правительства Соединенных Штатов Америки;

d) любую международную правительственную организацию или квазигосударственный консорциум, включая, среди прочих, "Интелсат", "Инмарсат" и их соответствующих правопреемников, которые являются кончеными владельцами или распорядителями космического аппарата или спутника или же выводят космический аппарат или спутник на орбиту для использования такими конечными владельцами или распорядителями;

4) "заключить контракт" ("контракт") соответственно означает:

i) дать согласие на предоставление или принять обязательство предоставить коммерческие услуги по космическим запускам, в результате чего запуск в действительности перестает быть объектом конкуренции на международном рынке;

ii) любое такого рода соглашение или обязательство;

5) "сопоставимые коммерческие услуги по космическим запускам" означает предполагаемые на коммерческой основе услуги по выводу в космос космического аппарата такой весовой категории, запуск которого является объектом конкуренции, с учетом конкретных факторов, которые могут учитываться с точки зрения цен и условий предоставления таких услуг, включая, среди прочего, расчетную орбиту, управление рисками, финансирование, срок активного существования спутника на орбите или затраты на сопряжение;

6) "поощрение" означает любую меру поощрения, предлагаемую или осуществляемую с целью оказания влияния на приобретение услуг по коммерческим космическим запускам, в том числе предоставление любых представляющих коммерческую ценность ресурсов, не имеющих отношения к конкуренции в сфере услуг по запускам, а также предложения относительно участия на благоприятных условиях в реализации политики и программ в области обороны, национальной безопасности, политики и программ содействия в целях развития;

7) "недобросовестная деловая практика" означает, в том числе, любое предложение, платеж, обещание платежа, обещание или предложение чего-либо, представляющего ценность, или любое обещание разрешить или произвести такой платеж любому официальному лицу, любому физическому или юридическому лицу в целях установления или поддержания деловых отношений с любым лицом или в его интересах или направления деловых предложений любому лицу, включая ситуации, при которых платеж какому-либо лицу осуществляется со знанием того, что вся сумма или ее часть будет предложена, передана или обещана, прямо или косвенно какому-либо официальному лицу, физическому или юридическому лицу в целях установления или поддержания деловых отношений;

8) "геосинхронная околоземная орбита" означает орбиту высотой приблизительно 19400 морских миль (35900 километров) над поверхностью Земли на экваторе, на которой полезная нагрузка завершает один полный оборот вокруг Земли за 24 часа, сохраняя фиксированную позицию по отношению к Земле;

9) "геосинхронная переходная орбита" означает временную орбиту, используемую для перевода космического аппарата или спутника на геосинхронную околоземную орбиту;

10) "низкая околоземная орбита" означает любую орбиту ниже геосинхронной орбиты или геосинхронной переходной орбиты (параграф в редакции Соглашения от 30 января 1996 года).

11) "основная полезная нагрузка" означает спутник связи или, при отсутствии такового, любой иной космический аппарат или сочетание космических аппаратов.

Статья II
Сфера действия

Настоящее Соглашение распространяется на коммерческие услуги по космическим запускам для целей выведения на геосинхронную околоземную орбиту или геосинхронную переходную орбиту. За исключением положений о ценах, изложенных в пункте 2 статьи V, настоящее Соглашение также распространяется на коммерческие услуги по осуществлению космических запусков на другие орбиты, а также на суборбитальные запуски. Положения настоящего Соглашения ни в коей мере не распространяются на запуски полезных нагрузок, используемых в военных целях или в связи с осуществлением некоммерческих, гражданских космических программ любой из Сторон, включая программы, которые выполняются в соответствии с существующими соглашениями о сотрудничестве с использованием космических аппаратов или спутников, произведенных в странах СНГ, и, в первую очередь, предназначенных для использования странами СНГ.

Статья III
Общие принципы

1. Стороны предпринимают усилия с тем, чтобы международная конкуренция среди операторов, предоставляющих коммерческие услуги по космическим запускам, осуществлялась на основе рыночных принципов и, в частности, без установления цен ниже себестоимости или использования недобросовестной деловой практики.

2. Ни одна из Сторон не прибегает к практике, искажающей принципы конкуренции среди операторов, предоставляющих коммерческие услуги по космическим запускам, включая, среди прочего:

а) предоставление безвозмездных ссуд или субсидий, которые дают неправильное представление о производственных или эксплуатационных затратах поставщиков систем, используемых для коммерческих космических запусков;

b) оказание поощрения международным клиентам или потенциальным международным клиентам за пользование коммерческими услугами по космическим запускам;

с) предложение дополнительных услуг, таких как страхование или гарантии, на осуществление повторных запусков, за исключением случаев, когда объем таких дополнительных услуг соответствует наиболее распространенным на международном рынке практике и ставкам в отношении сопоставимого риска;

d) выделение правительственных финансовых средств на ракеты-носители или услуги, относящиеся к коммерческим запускам, за исключением случаев, когда выделение таких средств соответствует условиям Соглашения о руководящих принципах предоставления официально поддерживаемых экспортных кредитов (Организация экономического сотрудничества и развития).

3. Стороны, включая их агентов и представителей, не занимаются недобросовестной деловой практикой с целью получения контрактов на предоставление коммерческих услуг по космическим запускам. Каждая из Сторон также прилагает усилия к тому, чтобы любые юридические лица или организации, находящиеся под ее юрисдикцией, независимо от того, являются они ее собственностью или находятся под ее контролем, не занимались недобросовестной деловой практикой с целью получения контрактов на предоставление услуг по коммерческим космическим запускам.

Статья IV
Количественные ограничения

1. В течение срока действия настоящего Соглашения российские операторы, предоставляющие услуги по коммерческим космическим запускам, могут заключать контракты с международными клиентами на предоставление коммерческих услуг по космическим запускам для осуществления запусков до пятнадцати (15) основных полезных нагрузок на геосинхронную околоземную орбиту или геосинхронную переходную орбиту (в дополнение к спутнику "Инмарсат-3"). Российская Федерация будет предпринимать все возможные усилия для обеспечения пропорционального распределения контрактов российских операторов по предоставлению услуг по космическим запускам, в течение любого двухлетнего периода. Если среднее ежегодное количество коммерческих запусков, являющихся объектом международной конкуренции, включая неудавшиеся запуски, равняется 24 или превышает это количество за трехлетний период 1996-1998 годов, или, если обе Стороны, при обоюдном согласии, пришли к выводу, что обязательства относительно таких запусков свидетельствуют, что среднее ежегодное количество коммерческих запусков, являющихся объектами международной конкуренции, равняется 24 или будет большим за этот же период, то в таком случае количественное ограничение должно быть увеличено до семнадцати (17) (в дополнение к спутнику "Инмарсат-3"). Если среднее ежегодное количество коммерческих запусков, являющихся объектом международной конкуренции, включая неудавшиеся запуски, равняется 24 или превышает это количество за четырехлетний период 1996-1999 годов, или, если обе Стороны, при обоюдном согласии, пришли к выводу, что обязательства относительно таких запусков свидетельствуют, что среднее ежегодное количество коммерческих запусков, являющихся объектом международной конкуренции, равняется 24 или будет большим за этот период, то в таком случае количественное ограничение должно быть увеличено до девятнадцати (19) (в дополнение к спутнику "Инмарсат-3").

2. До четырех (4) запусков основных полезных нагрузок на геосинхронную околоземную или геосинхронную переходную орбиты могут состоять из двух основных полезных нагрузок на одном носителе. Стороны совместно рассматривают каждый такой запуск на индивидуальной основе и, принимая во внимание текущую ситуацию на международном рынке коммерческих услуг по космическим запускам, могут принять решение по обоюдному согласию рассматривать такой запуск как запуск одной основной полезной нагрузки в целях исполнения положения пункта 1 статьи IV.

3. В течение срока действия настоящего Соглашения российские операторы по предоставлению услуг по космическим запускам могут заключать контракты на предоставление коммерческих услуг с целью осуществления до трех (3) запусков спутников системы "Иридиум" на низкую околоземную орбиту.

4. Обе Стороны соглашаются, что российское участие на рынке коммерческих услуг по космическим запускам на низкую околоземную орбиту, являющимся отдельными запусками и не составляющим часть начального развертывания спутниковой группировки, не должно нарушать нормального функционирования рынка. Соединенные Штаты будут руководствоваться в своей оценке влияния или потенциального влияния участия России в этом рыночном сегменте низких околоземных орбит, кроме прочего, объемом и возрастанием общего участия США и России на этом рынке. Если одна из Сторон считает, что другая Сторона действует или может действовать на этом рынке таким образом, что не отвечает ее обязательствам по этому Соглашению, Стороны будут проводить встречи для консультаций, предусмотренные статьей VII, п.2, для выяснения фактов возникшей ситуации и принятия соответствующего корректирующего действия.

5. В том, что касается предложений по развертыванию спутниковых группировок на низкой околоземной орбите на протяжении срока действия этого Соглашения, Соединенные Штаты будут оценивать влияние или потенциальное влияние российского участия в этом рыночном сегменте низких околоземных орбит относительно российских обязательств по этому Соглашению с точки зрения объема участия американских и российских поставщиков по космическим услугам, а также поставщиков услуг по коммерческим космическим запускам из третьих стран в таком развертывании. В частности, США будут учитывать, не выше ли общая доля участия в развертывании поставщиков услуг по коммерческим космическим запускам из стран, с которыми США заключили двустороннее соглашение по услугам в области коммерческих космических запусков (оцениваемым в соответствии с распределением полезных нагрузок) для развертывания любой отдельной коммуникационной спутниковой группировки на низкой околоземной орбите, чем доля поставщиков услуг по коммерческим космическим запускам из стран с рыночной экономикой. Помимо прочего, должны приниматься во внимание следующие факторы:

а) требования относительно графика запуска и необходимость оптимизации выбора ракеты-носителя для удовлетворения требований по развертыванию или эксплуатационных требований;

б) наличие запусков по конкурентным ценам из стран с рыночной экономикой для удовлетворения этих требований;

в) предоставление возможностей для других сторон по участию на рынке обновления;

г) разумные соображения, выдвинутые оператором предлагаемой системы с учетом разделения коммерческих факторов риска; а также

д) требования заказчика.

Если одна из Сторон считает, что другая Сторона действует или может действовать на рынке группировок на низкой околоземной орбите таким образом, что не соответствует ее обязательствам в соответствии с этим Соглашением, Стороны встречаются для консультаций, предусмотренных статьей VII, п.2, настоящего Соглашения для выяснения фактов возникшей ситуации и принятия соответствующего корректирующего действия. Критерии, приведенные в этом параграфе, могут быть пересмотрены Сторонами. Среди событий, которые оправдали бы благоприятный пересмотр по устранению критериев этого параграфа, было бы появление коммерчески оправданного проекта для спутниковых услуг, который существенно изменяет спрос на услуги по коммерческим космическим запускам.

6. В ходе консультаций в соответствии с пунктом 1 статьи VII Стороны совместно рассматривают в каждом отдельном случае и принимают решение по взаимному согласованию по предложениям российских операторов услуг по космическим запускам о проведении коммерческих суборбитальных запусков, где существуют конкурирующие сопоставимые услуги по космическим коммерческим запускам.

(Статья IV в редакции Соглашения от 30 января 1996 года)

Статья V
Ценообразование

1. Условия контрактов, включая цены на коммерческие услуги по космическим запускам, предлагаемые или предоставляемые международным клиентам российскими операторами по предоставлению услуг по космическим запускам, должны быть сопоставимы с условиями, включая цены, на сопоставимые коммерческие услуги по космическим запускам, предлагаемые операторами по предоставлению коммерческих услуг по космическим запускам из стран с рыночной экономикой, включая Соединенные Штаты Америки.

2. Если ставка, предложение или контракт, предложенные российским поставщиком услуг по космическим запускам, меньше чем на 15 процентов ниже ставки, предложения или контракта поставщика коммерческих услуг по космическим запускам из страны с рыночной экономикой, включая США, для обеспечения коммерческих услуг по запускам согласно статье IV, п.1, п.2, будет подразумеваться, если отсутствует противоположная информация, что такая ставка, предложение или контракт соответствует вышеприведенному параграфу 1 и что нет необходимости в специальных консультациях. Если ставка, предложение или контракт, предложенные российским поставщиком услуг по космическим запускам, более чем на 15 процентов ниже ставки, предложения или контракта поставщика коммерческих услуг по космическим запускам из страны с рыночной экономикой, включая и США, США после рассмотрения сравнительных факторов, описанных в Дополнении к этому Соглашению, могут запросить проведение специальных консультаций, предусмотренных статьей VII, п.2.  

(Статья V в редакции Соглашения от 30 января 1996 года)

Статья VI
Контроль в отношении технологии

1. Безотносительно к другим положениям настоящего Соглашения Стороны до осуществления каждого запуска полезной нагрузки, на которую требуется выдача экспортной лицензии США, проводят переговоры и заключают соответствующее соглашение о технологических гарантиях в отношении каждой такой полезной нагрузки. Такое соглашение о технологических гарантиях будет заключатся с целью способствовать выдаче экспортной лицензии США и должно содержать требования к контролю за передачей ракетной технологии.

2. Любая заявка на получение экспортной лицензии США будет рассматриваться в каждом отдельном случае в соответствии с законами и правилами Соединенных Штатов Америки. Ничто в настоящем Соглашении не подлежит истолкованию в том значении, что США ограничены в принятии в рамках их законов и правил соответствующих действий в отношении любой экспортной лицензии, выданной ими. Соединенные Штаты Америки будут прилагать все усилия для обеспечения, в соответствии со своим законами и правилами, выдачи разрешений и осуществления в полном объеме необходимых передач технологий в соответствии с настоящим Соглашением.

Статья VII
Консультации

1. Стороны проводят регулярные ежегодные консультации с целью проверки и изучения хода исполнения настоящего Соглашения и развития рынка коммерческих услуг по космическим запускам.

2. Кроме того, каждая из Сторон обязуется вступать в специальные консультации в течение тридцати дней в ответ на просьбу другой Стороны для обсуждения вопросов, вызывающих особенную обеспокоенность. В частности, специальные консультации будут проводиться для рассмотрения такой ситуации, когда при отсутствии западного поставщика запусков в связи с заполненным графиком запусков или вследствие неудачного запуска в рамках требуемого периода запуска (как правило, на протяжении трех (3) месяцев до и после желаемой даты запуска), если Россия вышла на ограничения, предусмотренные статьей IV, п.1. Если предоставленная информация подтверждает, к удовлетворению США, что вышеприведенная ситуация действительно существует, США может увеличить количественные ограничения на имеющиеся запуски, установленные в соответствии со статьей IV, п.1, чтобы разрешить включение спутника в график запусков на ракетоносителе.

3. Если после консультаций, проведенных в соответствии с настоящей статьей, любая из Сторон установит, что положения настоящего Соглашения были нарушены другой Стороной, каждая Сторона оставляет за собой право предпринять любое действие, разрешенное действующим в ее стране законодательством и нормативными актами.

4. В случае, если в ходе ежегодного рассмотрения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, Стороны согласятся, что рынок коммерческих услуг по космическим запускам развивался более благоприятно, чем ожидалось, и если каждая из Сторон удовлетворена исполнением условий настоящего Соглашения другой Стороной, то квоты, установленные в статье IV настоящего Соглашения, могут быть увеличены по письменному соглашению Сторон.

5. Стороны соглашаются работать в направлении взаимопонимания относительно применения рыночных принципов в части цен и условий коммерческих услуг по космическим запускам для международных заказчиков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»