КОНВЕНЦИЯ N 133
о помещениях для экипажа на борту судов
(дополнительные положения)

Ратифицирована
 Постановлением Верховного Совета СССР
 от 23 мая 1990 года N 1517-1

_____________________________________________

Конвенция пересмотрена Конвенцией 2006 года о труде в морском судоходстве

_____________________________________________



Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 14 октября 1970 года на свою пятьдесят пятую сессию,

     

отмечая, что Конвенция (пересмотренная) 1949 года о помещениях для экипажа устанавливает подобные требования, касающиеся таких вопросов, как каюты, столовые, помещения для отдыха, вентиляция, отопление, освещение и санитарное оборудование на борту судов,

учитывая, что быстрые изменения характера как конструкции, так и использования современных судов могут обеспечить возможности для дальнейшего улучшения помещений для экипажа,

    

постановив принять ряд предложений, касающихся помещений для экипажа, что является вторым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, дополняющей Конвенцию (пересмотренную) 1949 года о помещениях для экипажа,

принимает сего тринадцатого дня октября месяца тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1970 года о помещениях для экипажа (дополнительные положения):


Раздел I. Общие положения


Статья 1

1. Настоящая Конвенция применяется ко всем государственным или частновладельческим морским судам, занятым перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях, или занятым для любой другой коммерческой цели, зарегистрированным на территории, в отношении которой настоящая Конвенция имеет силу, и к судам, киль которых заложен на стапелях или которые находятся на подобной стадии строительства в момент или после вступления в силу Конвенции на данной территории.

2. Национальные законы или правила определяют, в каких случаях суда считаются морскими для целей настоящей Конвенции.

3. Настоящая Конвенция применяется к буксирам, где это целесообразно и возможно.

4. Настоящая Конвенция не применяется:

a) к судам вместимостью менее 1000 тонн;

b) к судам, передвигающимся главным образом с помощью парусов, независимо от того, имеют ли они вспомогательный двигатель или нет;

с) к судам, занятым рыболовным, китобойным или другим подобным промыслом;

d) к судам на подводных крыльях и на воздушной подушке.

5. Однако, когда это целесообразно и возможно, настоящая Конвенция применяется:

а) к судам вместимостью от 200 до 1000 тонн;

d) к помещениям для лиц, занятых обычным морским делом на судах, занимающихся китобойным или другим промыслом.  

6. Кроме того, любые из требований, применимых в силу статьи 3 настоящей Конвенции, могут быть изменены в отношении любого судна, если компетентный орган власти по консультации с организациями судовладельцев и (или) с судовладельцами и с bona fide профсоюзами моряков убедится в том, что предлагаемые изменения дают преимущества, в результате которых общие условия окажутся не менее благоприятными, чем те, которые явились бы результатом полного применения положений Конвенции; подробности всех таких изменений доводятся соответствующим Членом Организации до сведения Генерального Директора Международного Бюро Труда.

7. Кроме того, компетентный орган власти по консультации с организациями судовладельцев и (или) с судовладельцами и с bona fide профсоюзами моряков определяет, какие целесообразно сделать исключения или осуществить отклонения от положений настоящей Конвенции, учитывая потребности в помещениях для отдыха, в отношении:

а) морских паромов, судов местного сообщения и других подобных судов, на которых экипаж не находится постоянно;

b) морских судов, на которых помимо экипажа временно находятся ремонтные команды;

с) морских судов, совершающих короткие рейсы, позволяющие членам экипажа ежедневно бывать дома или пользоваться подобными возможностями.

Статья 2

     В целях настоящей Конвенции:

     а) термин "судно" означает любое судно, к которому применяется

Конвенция;

b) термин "тонны" означает брутто-регистровые тонны;

с) термин "пассажирское судно" означает судно в отношении     которого имеет силу:

i) удостоверение о безопасности пассажирского судна, выданное в соответствии с положениями действующей на данный момент международной Конвенции по охране человеческой жизни на море, либо:

ii) удостоверение о пассажирском судне;

d) термин "офицер" означает лицо, за исключением капитана, которое считается офицером на основании национального

законодательства или, при отсутствии соответствующего закона или правил, на основании коллективного договора или обычая;

е) термин "рядовой матрос" означает члена экипажа, не являющегося офицером;

f) термин "младший офицер" означает рядового матроса, исполняющего старшинские обязанности или занимающего должность специалиста и считающегося младшим офицером на основании национального законодательства или, при отсутствии соответствующих законодательства или правил, на основании коллективного договора или обычая;

g) термин "совершеннолетний" означает лицо, достигшее 18-летнего возраста;

h) термин "помещения для экипажа" включает предназначенные для экипажа каюты, столовые, санитарные узлы, медицинские пункты и помещения для отдыха;

i) термин "предписанный" означает предписанный национальным законодательством или правилами или компетентным органом власти;

j) термин "установленный" означает установленный компетентным органом власти;

к) термин "перерегистрированный" означает перерегистрированный в случае одновременного изменения территории и регистрации владения судном.

Статья 3

Каждый Член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется выполнять в отношении судов, к которым применима настоящая Конвенция:

а) положения разделов II и III Конвенции (пересмотренной) 1949 года о помещениях для экипажа; и

b) положения раздела II настоящей Конвенции.

Статья 4

1. Каждый Член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется сохранять в силе законы или правила, обеспечивающие ее применение.

2. Эти законы или правила:

а) требуют, чтобы компетентный орган власти доводил их содержание до сведения всех заинтересованных лиц;

b) определяют лиц, ответственных за их соблюдение;

с) предписывают надлежащие санкции за любые их нарушения;

d) предусматривают содержание системы инспекции, способной обеспечить их действенное проведение в жизнь;

е) требуют, чтобы компетентный орган власти консультировался с организациями судовладельцев и (или) судовладельцами и с признанными bona fide профсоюзами моряков в отношении выработки правил и, по мере возможности, сотрудничал с этими заинтересованными сторонами в вопросах применения правил.

Раздел II. Требования, предъявляемые
к помещениям для экипажа

Статья 5

1. Приходящаяся на одного человека площадь кают, предназначенных для рядовых матросов, составляет не менее, чем:

а) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) на судах в 1000 тонн или более,

но менее 3000 тонн;

b) 4,25 кв. м (45,75 кв. фута) на судах в 3000 тонн или более,

но менее 10000 тонн;

с) 4,75 кв. м (51,13 кв. фута) на судах в 10000 тонн и более.

2. Однако площадь на одного человека в каюте, предназначенной для двух рядовых матросов, составляет не менее чем:

а) 2,75 кв. м (29,60 кв. фута) на судах в 1000 тонн или более,

но менее 3000 тонн;

b) 3,25 кв. м (34,98 кв. фута) на судах в 3000 тонн или более,

но менее 10000 тонн;

с) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) на судах в 10000 тонн и более.

3. Кроме того, площадь кают, предназначенных для рядовых матросов на пассажирских судах, составляет на менее чем:

а) 2,35 кв. м (25,30 кв. фута) на одного человека на судах в

1000 тонн или более, но менее 3000 тонн;

b) на судах в 3000 тонн или более:

I) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) в одноместных каютах;

II) 6,00 кв.м (64,58 кв. фута) в двухместных каютах;

III) 9,00 кв.м (96,88 кв. фута) в трехместных каютах;

IV) 12,00 кв.м (129,17 кв. фута) в четырехместных каютах.

4. Рядовые матросы размещаются не более чем по два человека в каюте, за исключением пассажирских судов, где допускается размещение максимально четырех человек в каюте.

5. Младшие офицеры размещаются по одному или два человека в каюте.

6. Площадь офицерских кают, в которых не имеется индивидуального салона или кабинета, составляет не менее 6,50 кв. м(69,96 кв. фута) на одного человека на судах менее 3000 тонн и не менее 7,50 кв.м (80,73 кв. фута) - на судах в 3000 тонн и более.

7. На судах, кроме пассажирских судов, каждому совершеннолетнему члену экипажа предоставляется отдельная каюта, если исходя из размеров, предназначения и конструкции судна, это целесообразно и возможно.

8. Там, где это возможно на судах в 3000 тонн или более, старшему механику и старшему штурману, помимо каюты, предоставляется смежный с ней салон или кабинет.

9. Место, занимаемое койками, шкафами, выдвижными ящиками и сиденьями, включается в измерение площади кают. Участки площади небольших размеров или неправильной формы, которые существенно не увеличивают свободного для движения пространства, и не могут быть использованы под мебель, в расчет не принимаются.

10. Минимальные внутренние размеры койки составляют: 198 см на 80 см (6 футов 6 дюймов на 2 фута 7,50 дюйма).

Статья 6

1. Площадь столовых для офицеров и рядовых матросов составляет не менее 1 кв. м (10,76 кв. фута) на одного человека, исходя из запланированного числа посадочных мест.

2. Столовые оборудуются столами и сиденьями установленного образца, подвижными или закрепленными, в количестве достаточном для максимального числа экипажа, которые могут пользоваться ими одновременно.

3. В любое время, когда члены экипажа находятся на борту судна, в их распоряжение предоставляются:

а) холодильник, удобно расположенный и достаточной вместимости для числа лиц, пользующихся помещением столовой или помещениями столовых;

b) приспособления для приготовления горячих напитков;

с) приспособления для получения холодной воды.

4. Компетентные органы власти могут разрешить в отношении помещений для столовых такие исключения из положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, которые могут оказаться необходимыми ввиду особых условий на пассажирских судах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»