Действующий

Конвенция о техническом и профессиональном образовании

ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
(19 ноября 1974 года)

[Предыдущая рекомендация была принята на 12-й сессии
Генеральной конференции ЮНЕСКО 11 декабря 1962 г.]

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся на свою восемнадцатую сессию, проходившую с 17 октября по 23 ноября 1974 года в Париже,

напоминая уставные обязанности Организации в развитии образования,

признавая, что техническое и профессиональное образование должно содействовать поддержанию мира и дружественному взаимопониманию между различными странами,

считая, что образование должно рассматриваться в настоящее время как непрерывный процесс,

признавая, что техническое и профессиональное образование является необходимым предварительным условием для поддержания сложной структуры современной цивилизации и экономического и социального развития,

напоминая принципы, изложенные в статьях 23 и 26 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующие каждому человеку право на труд и на образование,

считая в связи с этим, что каждый человек имеет право на техническое и профессиональное образование, позволяющее ему в полной мере участвовать в жизни современного общества,

принимая во внимание разнообразие систем образования во всем мире, а также особые неотложные нужды развивающихся стран,

считая, что, несмотря на это разнообразие, во всех странах преследуются одинаковые цели и возникают аналогичные вопросы и проблемы, касающиеся технического и профессионального образования, и что, следовательно, необходимы общие нормы и меры,

приняв с этой целью на своей двенадцатой сессии Рекомендацию по профессиональному и техническому образованию,

признавая, однако, что быстрый прогресс в технике и образовании за последнее десятилетие требует новых, творческих и эффективных усилий в области технического и профессионального образования для улучшения образования в целом во имя социального, экономического и культурного развития,

решив на своей семнадцатой сессии, что в связи с этими изменениями данную Рекомендацию следует пересмотреть, с тем чтобы она лучше служила государствам-членам,

отмечая, что Международная организация труда приняла за последние годы ряд документов, касающихся различных аспектов профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, и в частности Рекомендацию о профессиональной подготовке в 1949 году, Рекомендацию о профессиональной (сельскохозяйственной) подготовке в 1956 году и Рекомендацию о профессиональной подготовке в 1962 году, и что ее Конференция на своей 59-й сессии приняла важные решения о принятии в 1975 году одного или более документов по вопросу о выборе профессии и профессиональном обучении,

отмечая далее тесное сотрудничество между ЮНЕСКО и МОТ при разработке их соответствующих документов, с тем чтобы они преследовали согласованные цели без дублирования и противоречий и в целях дальнейшего сотрудничества для эффективного осуществления этих двух документов,

принимает 19 ноября 1974 г. настоящую Рекомендацию.

Генеральная конференция рекомендует, чтобы в развитии и улучшении технического и профессионального образования государства-члены применяли нижеследующие положения посредством принятия любых законодательных или других мер, которые могут потребоваться для проведения в жизнь на их соответствующих территориях принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения органов и организаций по вопросам технического и профессионального образования.

Генеральная конференция рекомендует, чтобы государства-члены сообщили ей в такие сроки и таким образом, как это будет ею установлено, о мерах, принятых ими для осуществления настоящей Рекомендации.

I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящая Рекомендация касается всех видов и аспектов образования, технического и профессионального по характеру, предоставляемого в учебных заведениях или под их руководством непосредственно государственными органами или через другие возможности обучения.

2. В целях настоящей Рекомендации выражение "техническое и профессиональное образование" применяется в качестве широкого термина, относящегося к тем аспектам процесса образования, которые связаны, в дополнение к общему образованию, с изучением техники и относящихся к ней дисциплин и приобретением практических навыков, склонностей, понимания и знаний, относящихся к профессии в различных секторах экономической и социальной жизни. Профессиональное и техническое образование понимается далее как:

(а) составная часть общего образования;

(b) средство подготовки к профессиональной деятельности;

(с) аспект продолжающегося образования.

3. Являясь частью общего процесса образования, техническое и профессиональное образование включается в термин "образование", определенный Конвенцией и Рекомендацией о борьбе с дискриминацией в области образования, принятыми одиннадцатой сессией Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и, следовательно, к нему применимы положения этой Конвенции и Рекомендации.

4. Данная Рекомендация должна рассматриваться как изложение общих принципов, целей и директив, применяемых каждой отдельной страной с учетом своих нужд и ресурсов. Применение положений со всеми их частностями и сроки осуществления будут, таким образом, зависеть от существующих в данной стране условий.

II. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СВЯЗИ С ПРОЦЕССОМ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛИ

5. Учитывая огромное научное и техническое развитие, осуществляемое или предусматриваемое и свойственное нашему времени, техническое и профессиональное образование должно быть важнейшим аспектом процесса образования и, в частности, должно:

(а) содействовать достижению целей общества в плане более