Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже с 17 октября по 16 ноября 1989 г. на свою двадцать пятую сессию,
напоминая, что в соответствии с Уставом Организация имеет своим долгом поощрять и развивать образование,
напоминая также о принципах, изложенных в статьях 23 и 26 Всеобщей декларации прав человека, которые касаются права на труд и права на образование, а также принципы, содержащиеся в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой в Париже 14 декабря 1960 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, принятых в Нью-Йорке 16 декабря 1966 г., а также в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 18 декабря 1979 г.,
признавая, что развитие технического и профессионального образования должно содействовать поддержанию мира и дружескому взаимопониманию между различными странами,
отмечая положения пересмотренной Рекомендации о техническом и профессиональном образовании и Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, принятых на восемнадцатой сессии Генеральной конференции в 1974 году,
отмечая также положения Рекомендации о развитии образования взрослых, принятой Генеральной конференцией в 1976 году, и Рекомендации о положении учителей, принятой Специальной межправительственной конференцией в 1966 году,
учитывая соответствующие рекомендации Международной конференции по образованию,
памятуя о положениях Конвенции (N 142) и Рекомендации (N 150) о развитии людских ресурсов, принятых шестидесятой сессией Международной конференции труда в 1975 году,
отмечая далее тесное сотрудничество между ЮНЕСКО и Международной организацией труда при разработке их соответствующих документов, с тем чтобы они преследовали согласованные задачи в целях дальнейшего плодотворного сотрудничества,
учитывая необходимость предпринять особые усилия в интересах технической и профессиональной подготовки женщин и девушек,
уделяя особое внимание разнообразию систем образования, социально-экономических и культурных условий, особенно условий в развивающихся странах, которые требуют особого рассмотрения и особых мер,
считая, что, несмотря на это разнообразие, развитие технического и профессионального образования повсеместно отвечает одинаковым целям и ставит аналогичные проблемы и что, следовательно, необходимы общие нормы,
признавая, что быстрые темпы технического, социального и экономического развития существенно обострили необходимость расширения и улучшения технического и профессионального образования, предоставляемого как молодежи, так и взрослым,
признавая, что техническое и профессиональное образование соответствует глобальной цели, заключающейся в развитии как отдельных людей, так и обществ,
будучи убеждена в необходимости обмена информацией и опытом в деле развития технического и профессионального образования, а также в желательности укрепления международного сотрудничества в этой области,
будучи убеждена в полезности международного правового документа для укрепления международного сотрудничества в деле развития технического и профессионального образования,
принимает десятого дня ноября 1989 г. настоящую Конвенцию.
Статья 1
Договаривающиеся Государства соглашаются в следующем:
(а) для целей настоящей Конвенции "техническое и
профессиональное образование" охватывает все формы и уровни процесса
образования, включая, в дополнение к общим знаниям, изучение техники
и относящихся к ней дисциплин, приобретение практических навыков,
"ноу-хау", формирование отношений и понимание вопросов, относящихся
к профессии в различных секторах экономической и социальной жизни;
(b) настоящая Конвенция касается всех форм и уровней
технического и профессионального образования, осуществляемого в
учебных заведениях или в рамках совместных программ, осуществляемых
как учебными учреждениями, с одной стороны, так и промышленными,
сельскохозяйственными, торговыми или любыми другими предприятиями,
связанными с миром труда, с другой стороны;
(с) настоящая Конвенция осуществляется в соответствии с
положениями конституций и законодательства каждого Договаривающегося
Государства.
Статья 2
1. Договаривающиеся Государства соглашаются вырабатывать политику, определять стратегии и осуществлять в соответствии со своими потребностями и ресурсами программы и учебные планы технического и профессионального образования, предназначенные для молодежи и взрослых, в рамках своих соответствующих систем образования, с тем чтобы содействовать приобретению ими знаний и "ноу-хау", необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.
2. Общие рамки развития технического и профессионального образования определяются в каждом Договаривающемся Государстве соответствующим законодательством или принятием других мер, с указанием:
(а) целей, подлежащих достижению в сфере технического и