Действующий

О Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности

Приложение
к Решению Совета коллективной
безопасности о концепции коллективной
безопасности государств-участников
Договора о коллективной безопасности
от 10 февраля 1995 года

КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее Концепция) представляет собой совокупность взглядов государств-участников Договора о коллективной безопасности (далее государства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.

Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками в его развитие.

Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.

Реализация положений Концепции предусматривает осуществление согласованных политических, экономических, военных и других мер.

Государства-участники в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств, видят в лице всех государств мирового сообщества равноправных партнеров.

1. Основы военной политики государств-участников

Государства-участники объединены военно-политическими и экономическими интересами, сложившимися военно-технической базой и инфраструктурой, стремлением проводить согласованную политику по обеспечению коллективной безопасности.

Государства-участники будут проводить консультации в целях координации позиций и проведения согласованной политики в области безопасности:

в отношении других государств-участников СНГ - по вопросам военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении проблем военного строительства;

в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и создаваемых новых структурах региональной безопасности.

Государства-участники обеспечивают коллективную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении возможностями при приоритете мирных средств. При выработке мер обеспечения коллективной безопасности они учитывают следующее.

Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом значительно снизило опасность возникновения мировой войны.

Вместе с тем существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

Основными источниками военной опасности государства-участники считают:

территориальные притязания других стран к государствам-участникам;

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от границ государст-участников;

возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;

распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои политические и военные устремления;

возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами;

попытки вмешательства извне во внутренние дела государств-участников, дестабилизации их внутриполитической обстановки;

международный терроризм, политику шантажа.

В качестве факторов, способных привести к перерастанию военной опасности в непосредственную военную угрозу, государства-участники рассматривают:

наращивание группировок войск (сил) в прилегающих к внешним границам государств-участников регионах до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил;

создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, предназначенных для применения против государств-участников;

развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств;

ввод иностранных войск на сопредельные с государствами-участниками территории (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или ОБСЕ).

Приоритетными направлениями в совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства-участники считают:

участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии;