СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     

РЕШЕНИЕ
о Концепции коллективной безопасности
государств-участников Договора о коллективной безопасности

Совет коллективной безопасности

решил:

1. Утвердить Концепцию коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности (прилагается).

2. Рассмотреть на сессии Совета коллективной безопасности проект Плана реализации Концепции коллективной безопасности.

В целях разработки проекта Плана создать при Генеральном секретаре Совета коллективной безопасности временную рабочую группу из представителей государств-участников.

Совершено в городе Алматы 10 февраля 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

За Республику Армения
                Л.Тер-Петросян

  За Республику Беларусь
                А.Лукашенко

  За Республику Грузия
                Э.Шеварднадзе

  За Республику Казахстан
                Н.Назарбаев

                      За Кыргызскую Республику
                                     А.Акаев

                     За Российскую Федерацию
                                           Б.Ельцин

                     За Республику Таджикистан
                                         Э.Рахмонов

                  За Республику Узбекистан
                                          И.Каримов

* Решение подписано Республикой Беларусь с примечанием: "См.замечания" (публикуются на стр.51).

** Решение не подписано Азербайджанской Республикой.

Приложение
к Решению Совета коллективной
безопасности о концепции коллективной
безопасности государств-участников
Договора о коллективной безопасности
от 10 февраля 1995 года

КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее Концепция) представляет собой совокупность взглядов государств-участников Договора о коллективной безопасности (далее государства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.

Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками в его развитие.

Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.

Реализация положений Концепции предусматривает осуществление согласованных политических, экономических, военных и других мер.

Государства-участники в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств, видят в лице всех государств мирового сообщества равноправных партнеров.

1. Основы военной политики государств-участников

Государства-участники объединены военно-политическими и экономическими интересами, сложившимися военно-технической базой и инфраструктурой, стремлением проводить согласованную политику по обеспечению коллективной безопасности.

Государства-участники будут проводить консультации в целях координации позиций и проведения согласованной политики в области безопасности:

в отношении других государств-участников СНГ - по вопросам военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении проблем военного строительства;

в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и создаваемых новых структурах региональной безопасности.

Государства-участники обеспечивают коллективную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении возможностями при приоритете мирных средств. При выработке мер обеспечения коллективной безопасности они учитывают следующее.

Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом значительно снизило опасность возникновения мировой войны.

Вместе с тем существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

Основными источниками военной опасности государства-участники считают:

территориальные притязания других стран к государствам-участникам;

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от границ государст-участников;

возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;

распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои политические и военные устремления;

возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами;

попытки вмешательства извне во внутренние дела государств-участников, дестабилизации их внутриполитической обстановки;

международный терроризм, политику шантажа.

В качестве факторов, способных привести к перерастанию военной опасности в непосредственную военную угрозу, государства-участники рассматривают:

наращивание группировок войск (сил) в прилегающих к внешним границам государств-участников регионах до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил;

создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, предназначенных для применения против государств-участников;

развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств;

ввод иностранных войск на сопредельные с государствами-участниками территории (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или ОБСЕ).

Приоритетными направлениями в совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства-участники считают:

участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии;

координацию действий по реализации имеющихся и разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

расширение мер доверия в военной области;

установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленных на эффективное решение задач по укреплению мира;

активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности;

проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, в соответствии с международными обязательствами;

согласование усилий по охране внешних границ государств-участников;

поддержание вооруженных сил и других войск государств-участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

II. Основы обеспечения коллективной безопасности

Целью государств-участников в обеспечении коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-участников.

В мирное время указанная цель достигается урегулированием спорных проблем, международных и региональных кризисов исключительно политическими, согласительными средствами, поддержанием оборонного потенциала каждого государства с учетом как национальных, так и коллективных интересов.

Каждое государство-участник принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на своих границах. На основе взаимного согласия они координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб по поддержанию установленного режима в приграничных зонах государств-участников.

При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру государства-участники незамедлительно приводит в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия конкретных мер для устранения возникшей угрозы.

Стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государств-участников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации.

В случае агрессии государства-участники в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности отражают ее и принимают меры к тому, чтобы вынудить агрессора прекратить военные действия. Для достижения этого они заблаговременно определяют и планируют содержание, формы и способы совместных действий.

Коллективная безопасность государств-участников базируется на следующих основных принципах:

неделимость безопасности: агрессия против одного государства-участника рассматривается как агрессия против всех государств-участников;

равная ответственность государств-участников за обеспечение безопасности;

соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг друга;

коллективность обороны, создаваемой на региональной основе;

принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения коллективной безопасности на основе консенсуса;

соответствие состава и готовности сил и средств масштабу военной угрозы.

III. Система коллективной безопасности.
Основные направления ее создания

Основой коллективной безопасности является система коллективной безопасности, которую государства-участники рассматривают как совокупность межгосударственных и государственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их интересов, суверенитета и территориальной целостности.

Межгосударственными органами системы коллективной безопасности являются:

Совет коллективной безопасности - высший политический орган на межгосударственном уровне, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности;

Совет министров иностранных дел - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внутренней и внешней политики государств-участников;

Совет министров обороны - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников.

Для решения конкретных задач обеспечения коллективной безопасности могут создаваться и иные органы управления, действующие на постоянной или временной основе.

Государственными органами системы коллективной безопасности являются органы политического и военного руководства государств-участников.

В качестве сил и средств системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают:

вооруженные силы и другие войска государств-участников;

коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах, которые будут созданы для отражения агрессии против государств-участников;

совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны, другие системы.

Создание сил и средств системы коллективной безопасности направлено на сдерживание возможного агрессора, своевременное вскрытие подготовки возможной агрессии и ее отражение, обеспечение охраны границ государств-участников, участие в операциях по поддержанию мира.

Советом коллективной безопасности для операций по поддержанию мира, проводимых в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, могут создаваться коллективные миротворческие силы.

В качестве основных направлений создания системы коллективной безопасности государства-участники рассматривают:

сближение основных положений законодательных актов государств-участников в области обороны и безопасности;

проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств-участников;

выработку общих подходов по вопросам приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения, оперативного и боевого применения, а также согласованной мобилизационной подготовки экономики государств-участников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»