Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

КОНВЕНЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫСЛОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ*

______________________________________________

* Сборник документов о порядке плавания и ведения промысла советскими судами в водах Мирового океана, т.II. Л., "Транспорт", 1971, с.76-89.

Преамбула

Правительства Бельгии, Канады, Дании, Французской Республики, Федеративной Республики Германии, Исландии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польской Народной Республики, Португалии, Испании, Швеции, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки.

Желая обеспечить надлежащий порядок и поведение на промысловых участках в районе Северной Атлантики.

Согласились о нижеследующем:

СТАТЬЯ 1

(1) Настоящая Конвенция распространяется на воды Атлантического и Северного Ледовитого океанов и прилежащие к ним моря, которые более конкретно определены в Приложении I к настоящей Конвенции.

(2) В настоящей Конвенции:  

"Рыболовное судно" означает любое судно, занятое ловом рыбы.

"Судно" означает любое рыболовное судно и любое судно, занятое обработкой рыбы или снабжением, или обслуживанием рыболовных судов.

СТАТЬЯ 2

Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться, как затрагивающее права, притязания или точку зрения любой Договаривающейся Стороны в отношении границ территориальных вод или национальных рыболовных границ, или юрисдикции прибрежного государства над рыболовством.

СТАТЬЯ 3

(1) Рыболовные суда каждой Договаривающейся Стороны должны быть зарегистрированы и иметь опознавательные знаки в соответствии с установленными правилами этой Стороны для того, чтобы обеспечить их опознавание в море.

(2) Компетентные власти каждой Договаривающейся Стороны должны определить одну или более букв, а также серию номеров для каждого порта или района.

(3) Каждая Договаривающаяся Сторона должна составить список с указанием этих букв.

(4) Этот список, а также все изменения, которые впоследствии могут быть внесены в него, должны быть доведены до сведения других Договаривающихся Сторон.

(5) Положения Приложения II к настоящей Конвенции распространяются на рыболовные суда и их шлюпки, а также промысловое снаряжение.

СТАТЬЯ 4

(1) Помимо соблюдения правил, относящихся к сигналам, предписываемым Международными правилами для предупреждения столкновений судов в море, рыболовные суда каждой Договаривающейся Стороны должны выполнять положения Приложения III к настоящей Конвенции.

(2) Никакие другие дополнительные световые и звуковые сигналы, чем те, что предусмотрены указанным Приложением, не должны применяться.  

СТАТЬЯ 5

Сети, яруса и другие орудия лова, выставленные на якорях в море, а также сети и яруса, дрейфующие в море, должны иметь опознавательные знаки для обозначения их положения и протяженности.

Обозначение должно производиться в соответствии с положениями Приложения IV к настоящей Конвенции.

СТАТЬЯ 6


       (1) Наряду с соблюдением Международных правил для  предупреждения столкновений судов в море, все суда должны производить операции так, чтобы не мешать действиям рыболовных судов или работе орудий лова, они должны также выполнять положения Приложения IV к настоящей Конвенции.

(2) Для наилучшего выполнения этих положений компетентные власти Договаривающихся Сторон могут по своему усмотрению ставить в известность заинтересованные компетентные власти других Договаривающихся Сторон об известных им концентрациях или вероятных концентрациях рыболовных судов или орудий лова, а Договаривающиеся Стороны по получении такого уведомления должны предпринимать практически осуществимые шаги для информирования об этом своих судов. Уполномоченные должностные лица, назначаемые в соответствии со ст.9 настоящей Конвенции, могут также обращать внимание судов на орудия лова, поставленные в море.

СТАТЬЯ 7

     

(1) При любом споре, возникающим между гражданами различных Договаривающихся Сторон относительно повреждения орудий лова или ущерба, причиненного суду, в результате сцепления с орудием лова, будет применяться следующая процедура при отсутствии соглашения между Договаривающимися Сторонами касательно решения таких споров:

По просьбе Договаривающейся Стороны, которой принадлежит податель жалобы, каждая заинтересованная Договаривающаяся Сторона назначит совет по разбору или другой соответствующий орган для урегулирования претензии. Такие советы или другие органы рассмотрят факты и предпримут усилия для достижения урегулирования.

(2) Настоящий механизм урегулирования не ущемляет прав спорящих сторон проводить расследование их претензий в обычном законном порядке.

СТАТЬЯ 8


(1) Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется предпринимать такие меры, которые могут быть более подходящими для обеспечения выполнения и претворения в жизнь положений настоящей Конвенции в отношении своих судов и орудий лова.

(2) Внутри района, на который распространяется юрисдикция прибрежного государства над рыболовством, обеспечение выполнения и претворение в жизнь условий настоящей Конвенции должно быть ответственностью прибрежного государства.

(3) Внутри этого района прибрежное государство может учреждать особые правила и делать исключения из любых правил, предусмотренных в Приложениях II-V к настоящей Конвенции, для судов или орудий лова, которые в силу своего размера или типа действуют или выставляются только в прибрежных водах при условии, что не должно быть дискриминации ни по форме, ни по существу в отношении судов других Договаривающихся Сторон, имеющих право вести промысел в этих водах.

Прежде чем учреждать особые правила или делать исключения в соответствии с настоящим параграфом в отношении районов, в которых работают иностранные рыболовные суда, Договаривающаяся Сторона должна уведомить заинтересованные Договаривающиеся Стороны о своих намерениях и проконсультироваться с ними, если они пожелают.

СТАТЬЯ 9


(1) Для облегчения выполнения условий настоящей Конвенции меры, изложенные в настоящей статье в Приложении IV к настоящей Конвенции, должны распространяться на воды за пределами национальных рыболовных границ.

(2) Уполномоченные должностные лица являются официальными лицами, которые могут быть назначены Договаривающимися Сторонами для целей выполнения настоящих мер.

(3) Любая Договаривающаяся Сторона должна по просьбе другой Договаривающейся Стороны сообщить последней имена уполномоченных должностных лиц, которые были назначены, или названия судов, на которых такие лица находятся.

(4) Уполномоченные должностные лица должны следить за выполнением положений настоящей Конвенции, наводить справки и сообщать о случаях нарушения положений настоящей Конвенции, собирать информацию в случаях повреждения, где желательно обращать внимание капитанов судов Договаривающихся Сторон на положения настоящей Конвенции и сотрудничать в этих целях с уполномоченными должностными лицами других Договаривающихся Сторон.

(5) Если уполномоченное должностное лицо имеет основание считать, что судно любой Договаривающейся Стороны не соблюдает положений настоящей Конвенции, оно может установить национальную принадлежность судна, стараться получить необходимую информацию от этого судна и сообщить о случае нарушения. Если дело достаточно серьезное, оно может приказать судну остановиться и, если необходимо для выяснения фактов, относящихся к случаю, может подняться на борт судна для наведения справок и подготовки отчета.

(6) Если уполномоченное должностное лицо имеет основание считать, что судно или его орудия лова причинили повреждение другому судну или орудию лова и что это могло произойти по причине нарушения настоящей Конвенции, оно может при тех же условиях, что предусмотрены в предыдущем параграфе, приказать любому причастному к данному случаю судну остановиться и подняться на его борт для наведения справок и подготовки отчета.

(7) Уполномоченное должностное лицо не может отдавать приказ рыболовному судну останавливаться в то время, когда оно фактически ведет лов или занято выметом или подъемом орудий лова, за исключением крайних случаев, чтобы избежать повреждений судам или орудиям лова.

(8) Уполномоченное должностное лицо не должно при наведении справок расспрашивать о большем, чем необходимо для того, чтобы убедиться, что Конвенция не была нарушена, а там, где ему представляется, что нарушение имело место, оно должно собрать информацию об относящихся к делу фактах, действуя при этом всегда таким образом, чтобы суда испытывали минимальные неудобства и помехи в своей работе.

(9) Уполномоченное должностное лицо может, в случае причинения повреждения судну или орудию лова, предложить свои услуги для примирения в море, и, если заинтересованные стороны согласятся с этим, оказывать им содействие для достижения урегулирования. По просьбе заинтересованных сторон уполномоченное должностное лицо должно составить протокол с записью достигнутого решения.

(10) Сопротивление судна указаниям уполномоченного должностного лица должно рассматриваться как сопротивление властям государства флага этого судна.

(11) Договаривающиеся Стороны должны рассматривать и действовать по отчетам иностранных уполномоченных должностных лиц, составленных в соответствии с настоящими положениями, на такой же основе, что и по отчетам национальных должностных лиц.

Положения настоящего параграфа не должны налагать какие-либо обязательства на Договаривающуюся Сторону придавать отчету иностранного уполномоченного должностного лица большую доказательную ценность, чем он мог бы обладать в стране этого уполномоченного должностного лица. Договаривающиеся Стороны должны сотрудничать для того, чтобы облегчить судебное или другое разбирательство, возникающее по отчету уполномоченного должностного лица в соответствии с настоящей Конвенцией.

(12) Уполномоченное должностное лицо не должно осуществлять свое право подниматься на борт судна другой Договаривающейся Стороны, если там присутствует уполномоченное должностное лицо этой Договаривающейся Стороны и само в состоянии сделать это.


СТАТЬЯ 10

     

(1) Любая Договаривающаяся Сторона может предложить внести поправки к Статьям настоящей Конвенции. Текст предлагаемой поправки должен быть направлен Правительству-депозитарию, которое разошлет ее копии всем Договаривающимся Сторонам и правительствам, подписавшим Конвенцию. Любая поправка вступает в силу на тридцатый день после ее принятия всеми Договаривающимися Сторонами.

(2) По просьбе одной четвертой от числа Договаривающихся Сторон Правительство-депозитарий созывает сессию Договаривающихся Сторон для рассмотрения необходимости внесения поправок к статьям настоящей Конвенции. На такой сессии поправки должны приниматься единогласно и доводиться Правительством-депозитарием до сведения всех Договаривающихся Сторон и вступать в силу на тридцатый день после одобрения их всеми Договаривающимися Сторонами.

(3) Уведомления о принятии поправок должны направляться Правительству-депозитарию.


СТАТЬЯ 11


(1) Любая Договаривающаяся Сторона может предложить внести поправки в Приложения к настоящей Конвенции. Текст любой предлагаемой поправки должен быть направлен Правительству-депозитарию, которое разошлет ее копии всем Договаривающимся Сторонам и правительствам, подписавшим Конвенцию. Правительство-депозитарий должно информировать все Договаривающиеся Стороны о дате, к которой будут получены уведомления о принятии поправки двумя третями Договаривающихся Сторон. Поправка вступит в силу в отношении всех Договаривающихся Сторон на сто пятидесятый день после этой даты, если в течение периода ста двадцати дней, считая с той же даты, любая Договаривающаяся Сторона не сообщит Правительству-депозитарию о своем возражении против поправки; в таком случае поправка не будет иметь силы.

(2) По просьбе трех Договаривающихся Сторон Правительство-депозитарий созывает сессию Договаривающихся Сторон для рассмотрения необходимости внесения поправок к приложениям к настоящей Конвенции. Поправка, принятая на такой сессии двумя третями представленных Договаривающихся Сторон, должна быть доведена Правительством-депозитарием до сведения всех Договаривающихся Сторон и вступит в силу в отношении всех Договаривающихся Сторон на двести десятый день после даты уведомления, если в течение ста восьмидесяти дней, считая с даты уведомления, любая Договаривающаяся Сторона не сообщит Правительству-депозитарию о своем возражении против поправки; в таком случае поправка не будет иметь силы.


СТАТЬЯ 12


Договаривающиеся Стороны должны сообщить Правительству-депозитарию наименования компетентных организаций, которые они назначили для целей выполнения каждого из соответствующих положений настоящей Конвенции.

Правительство-депозитарий должно сообщить Договаривающимся Сторонам о любом таком уведомлении.


СТАТЬЯ 13     


(1) Любой спор между двумя или более Договаривающимися Сторонами касательно толкования или применения настоящей Конвенции, который не может быть решен посредством переговоров, должен быть по просьбе одной из сторон передан на арбитраж.

(2) Просьба об арбитраже должна включать описание содержания иска, который передается на рассмотрение, а также кратное изложение мотивов, на которых основана жалоба.

(3) Если стороны не согласятся на иную процедуру, то арбитражная комиссия должна состоять из одного члена, назначаемого каждой стороной, причастной к спору, и одного дополнительного члена, который будет являться председателем, избранным по обоюдному согласию сторон.

Арбитражная комиссия должна принимать решение по переданным на ее рассмотрение делам простым большинством голосов, и ее решения должны быть обязательны для сторон. Другие детали процедуры должны быть определены по особой договоренности сторон.

(4) Несмотря на положения параграфа (3), стороны могут договориться передать дело в арбитраж в соответствии с другой процедурой, действующей между сторонами.

(5) Если в течение шести месяцев со дня подачи просьбы о рассмотрении спора в арбитраже стороны не смогут договориться об организации арбитража, любая из этих сторон может передать спор (как предусмотрено в параграфе 1) в Международный суд по просьбе в соответствии со статусом суда.

(6) Несмотря на положения параграфа (1), стороны могут договориться передать спор на рассмотрение Международного суда.

СТАТЬЯ 14


(1) За исключением случаев, предусмотренных в нижеследующих параграфах (2) и (3), а также в параграфе (3) ст.17, никакие оговорки не могут быть сделаны к настоящей Конвенции без согласия Договаривающихся Сторон и других государств, подписавших Конвенцию. По истечении одного года после вступления настоящей Конвенции в силу будет требоваться лишь согласие Договаривающихся Сторон.

(2) Во время подписания, ратификации, одобрения Конвенции или присоединения к ней любое государство может сделать оговорку по ст.13 настоящей Конвенции.

(3) Любое государство во время подписания, ратификации,одобрения Конвенции или присоединения к ней может сделать оговорку по параграфам (5) и (6) ст.9 в отношении одной или более Договаривающихся Сторон или Правительств, подписавших Конвенцию.

(4) Любое государство, которое сделало оговорку в соответствии с предшествующими параграфами или параграфом (3) ст.17, может в любое время снять оговорку посредством уведомления об этом, адресованного Правительству-депозитарию.


СТАТЬЯ 15

Настоящая Конвенция будет открыта для подписания в Лондоне с 1 июня по 30 ноября 1967 года. Она подлежит ратификации или одобрению. Ратификационные грамоты или документы об одобрении должны быть по возможности скорее депонированы у Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

    

СТАТЬЯ 16