СОВМЕСТНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПАРТНЕРСТВЕ И
СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Президент Российской Федерации, Главы государств или правительств стран-членов Европейского союза и Председатель Европейской Комиссии с удовлетворением расценивают их встречу 9 декабря 1993 года в Брюсселе как отправную точку развития отношений нового типа между РФ и ЕС. Европейский союз подчеркивает свою решимость поддерживать политику реформ, проводимую сейчас в России.

Российская Федерация находится на пороге первых свободных выборов в парламент и референдума по новой Конституции, которые дадут возможность народу России принять решение о своем будущем и о новых демократических институтах. Европейский союз активно поддерживает этот процесс и направит своих наблюдателей на выборы. Дальнейшее содействие демократически избранным институтам повысит их эффективность в осуществлении реформ, дав возможность России присоединиться к европейским нациям, разделяющим общие демократические, культурные и социальные ценности.

Стороны усилят практическую реализацию принципов их политического сотрудничества путем совместных усилий по решению глобальных проблем и поисков ответов на вызовы и конфликты нового поколения. Стороны рассматривают процесс углубления и расширения своих взаимных отношений в качестве необходимого вклада в дело консолидации новой и демократической Европы и намерены всемерно содействовать политическому и экономическому прогрессу на континенте.

Стороны пришли к договоренности по основным принципам их партнерства и параметрам политического, торгово-экономического, а также культурного сотрудничества. Они кладутся в основу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, доработка которого сейчас завершается и которое готовится к подписанию.

Стороны исходят из того, что придание их связям нового качества всецело отвечает интересам мирового сообщества и базируется на основополагающих положениях Устава ООН и документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Стороны подчеркивают, что соблюдение демократических принципов и прав человека определяет внутреннюю и внешнюю политику Сторон и представляет собой основополагающий элемент их партнерства.

Стороны с удовлетворением отмечают, что Соглашением устанавливается постоянный политический диалог и система регулярных консультаций на различных уровнях по всему спектру политических, экономических и других вопросов, представляющих взаимный интерес.

Договоренность проводить в принципе два раза в год встречи Президента России, с одной стороны, и Председателя Европейского союза и Председателя Европейской Комиссии, с другой, является основным инструментом осуществления целей партнерства.

Стороны с удовлетворением отмечают, что диалог на уровне министров будет осуществляться в рамках Совета Сотрудничества, создаваемого ими на основе Соглашения, и в других случаях, включая "тройку" со стороны Европейского союза. Контакты на парламентском уровне будут осуществляться в рамках учреждаемого Соглашением Комитета по парламентскому сотрудничеству.

Стороны считают необходимым создать качественно новую основу их экономических взаимоотношений. Это учитывало бы специфику нынешнего положения России как государства, осуществляющего рыночные преобразования в экономике, и новый характер Европейского союза. Стороны признают, что Россия является отныне страной не с государственной системой торговли, а с экономикой переходного периода, и что дальнейшему продвижению к рыночной экономике будет способствовать сотрудничество в рамках Соглашения. Они считают, что развитие интеграционных процессов в Европе принесет пользу как Европейскому союзу, так и России и, в частности, что дальнейшее расширение Европейского союза будет способствовать росту взаимной торговли, в том числе с новыми членами Союза.

Стороны намереваются работать в направлении поэтапной реализации в перспективе принципов свободы движения товаров, услуг и капиталов. Они отмечают, что Соглашение предусматривает улучшение доступа на рынки на основе принципа наибольшего благоприятствования, в соответствии с положениями ГАТТ. Оно также содержит важные новые положения по либерализации торговли и созданию в этой области более стабильных и предсказуемых условий, в том числе путем смягчения количественных ограничений и применению между сторонами более совершенных механизмов, защитных мер и антидемпинговых процедур, утверждает принцип здоровой конкуренции в экономических отношениях двух равноправных партнеров. В дополнение к торговым мерам, предусмотренным Соглашением, Европейский союз предпринял ряд шагов по открытию своих рынков для импорта российских товаров. Это включает распространение Общей Системы Преференций на импорт из Российской Федерации и означает, что отныне многие российские товары поступают в Европейский союз беспошлинно.

Стороны закладывают основу для создания взаимоблагоприятных условий для деловой активности и инвестиций на их территории, включая социальные гарантии для работников, занимающихся трудовой деятельностью на территории друг друга на законных основаниях. Стороны взаимно предоставляют благоприятные условия для учреждения и деятельности компаний, для найма ключевого персонала и либерализуют движение текущих платежей и капиталов, связанных с прямыми инвестициями. Соглашение прокладывает также путь к более благоприятному климату для торговли в широком спектре услуг, включая переход в дальнейшем на рынке коммерческих космических запусков и космического транспорта к справедливым и конкурентным условиям, базирующимся на обоснованных экономических факторах.

Стороны поддерживают инициативы, направленные на развитие сотрудничества в областях культуры и туризма, в интересах более глубокого взаимопонимания между их народами. Стороны договорились развивать сотрудничество в области предотвращения незаконной деятельности, в особенности сотрудничества, нацеленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, незаконной иммиграцией и другими правонарушениями.

Стороны выражают решимость в рамках формирующегося общеевропейского экономического пространства расширять взаимное сотрудничество в весьма широком спектре областей экономики, таких как промышленность, включая конверсию оборонных предприятий, поощрение и защита инвестиций, государственные закупки, стандарты и сертификация, наука и техника, образование и обучение, энергетика, окружающая среда, транспорт и телекоммуникации, в целях укрепления контактов между правительственными, общественными и деловыми кругами Сторон. Стороны признают необходимость содействия региональному сотрудничеству между новыми независимыми государствами. Деятельности по сотрудничеству будет также оказываться поддержка со стороны Европейского союза через посредство его программы технического содействия ТАСИС.

Стороны рассматривают Соглашение как проявление поддержки Европейским союзом намерения России присоединиться к ГАТТ и их обоюдной заинтересованности в укреплении многосторонней торговой системы. Таким образом оно прокладывает путь к полномасштабной интеграции Российской Федерации в мировую экономику. Соглашение предусматривает возможность создания в будущем зоны свободной торговли между Европейским союзом и Российской Федерацией.

Стороны заявляют о своей готовности и дальше развивать их новые отношения партнерства через посредство более тесного политического диалога и взаимной поддержки в международных организациях. Эти новые взаимоотношения повысят стабильность, безопасность и процветание для всей Европы.

Совершено в Брюсселе "---" декабря 1993 года.

     Президент             Председатель         Председатель
     Российской Федерации  Совета Европейского  Европейской
                           Союза                Комиссии
               Б.Н.Ельцин           Ж.-Л.Дехане

      Ж.Делор


Текст документа сверен по:

"Документы, касающиеся

взаимоотношений между

Европейским Союзом и Россией",

издательство "Право", Москва,     1994 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»