КОМПЛЕКС СОГЛАСОВАННЫХ НА МНОГОСТОРОННЕЙ
ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ
ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ
ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКОЙ*

Конференция Организации Объединенных Наций по ограничительной деловой практике,

     __________________________________

* Комплекс принципов и правил был принят Конференцией Организации Объединенных Наций по ограничительной деловой практике в качестве приложения к резолюции от 22 апреля 1980 года.

признавая, что ограничительная деловая практика может оказать неблагоприятное воздействие на международную торговлю, в частности на международную торговлю развивающихся стран и экономическое развитие этих стран,

подтверждая, что комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой может содействовать при установлении нового международного экономического порядка достижению цели устранения ограничительной деловой практики, оказывающей неблагоприятное воздействие на международную торговлю, и тем самым содействовать развитию и улучшению международных экономических отношений на справедливой и равноправной основе,

признавая также необходимость принятия мер к тому, чтобы ограничительная деловая практика не затрудняла и не сводила на нет использование выгод, связанных с либерализацией тарифных и нетарифных барьеров, затрагивающих международную торговлю, в частности барьеров, затрагивающих торговлю и развитие развивающихся стран,

учитывая возможное неблагоприятное воздействие ограничительной деловой практики, включая, в частности, практику, возникающую в результате расширения деятельности транснациональных корпораций, на торговлю и развитие развивающихся стран,

будучи убеждена в необходимости принятия странами подкрепляющих друг друга на национальном, региональном и международном уровнях мер по устранению ограничительной деловой практики или эффективного противодействия ей, включая практику транснациональных корпораций, которая оказывает неблагоприятное воздействие на международную торговлю, в частности на торговлю и экономическое развитие развивающихся стран,

будучи также убеждена в возможности получения выгод от всеобщего применения комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой и в том, что все страны должны способствовать тому, чтобы их предприятия во всех аспектах следовали положениям такого комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил,

будучи далее убеждена, что принятие такого комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой будет тем самым способствовать принятию и укреплению на национальном и региональном уровнях законов и политики в области ограничительной деловой практики и, таким образом, приведет к улучшению условий и достижению более высокой эффективности и участия в области международной торговли и развития, в особенности торговли и развития развивающихся стран, а также к защите социального благосостояния в целом и содействия=ю ему и, в частности, к защите интересов потребителей как в развитых, так и в развивающихся странах,

подтверждая также необходимость устранения отрицательных для торговли и развития факторов, которые могут возникнуть вследствие ограничительной деловой практики транснациональных корпораций

или других предприятий,  и,  таким образом, содействия максимальному
увеличению выгод для  международной  торговли,  и  в  частности  для
торговли и развития развивающихся стран,

подтверждая далее необходимость того, чтобы меры, принимаемые государствами в целях контроля за ограничительной деловой практикой, применялись на справедливой, равноправной и одинаковой основе в отношении всех предприятий в соответствии с установленными законом процедурами, и необходимость для государстве учитывать принципы и цели комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил,

настоящим принимает нижеследующий комплекс принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, которые принимают форму рекомендаций.

А. ЦЕЛИ

Принимая во внимание интересы всех стран, особенно развивающихся, Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил сформулирован для достижения следующих целей:

1. Обеспечить такое положение, чтобы ограничительная деловая практика не затрудняла и не сводила на тем использование выгод, связанных с либерализацией тарифных и нетарифных барьеров, затрагивающих международную торговлю, в частности барьеров, затрагивающих торговлю и развитие развивающихся стран.

2. Достигнуть большей эффективности в области международной торговли и развития, особенно торговли и развития развивающихся стран, в соответствии с национальными задачами экономического и социального развития и существующими экономическими структурами, например, путем:

а) создания, поощрения и защиты конкуренции;

б) контроля за концентрацией капитала и/или экономической мощи;

с) содействия нововведениям.

3. Защищать социальное благосостояние в целом и содействовать ему и, в частности, защищать интересы потребителей как в развитых, так и в развивающихся странах.

4. Устранять отрицательные для торговли и развития факторы, которые могут возникнуть вследствие ограничительной деловой практики транснациональных корпораций или других предприятий, и, таким образом, содействовать максимальному увеличению выгод для международной торговли и, в частности, для торговли и развития развивающихся стран.

5. Разработать Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, которые должны быть приняты на международном уровне, и таким образом содействовать принятию и укреплению законодательства и политики в этой области на национальном и региональном уровнях.

В. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

В целях применения настоящего Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил:

i) Определения

1. Выражение "ограничительная деловая практика" означает действия или поведение предприятий, которые путем злоупотребления господствующим положением на рынке или приобретения этого положения и злоупотребления им ограничивают доступ к рынкам или иным образом неоправданно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю, особенно на торговлю развивающихся стран и на экономическое развитие этих стран, или которые посредством официальных, неофициальных, письменных или устных соглашений или договоренностей между предприятиями оказывают аналогичное воздействие.

2. Выражение "господствующее положение на рынке" означает такую ситуацию, при которой предприятие либо самостоятельно, либо действуя совместно с несколькими предприятиями, обладает возможностью контролировать соответствующий рынок определенного товара или услуг либо группы товаров или услуг.

3. Понятие "предприятия" охватывает фирмы, товарищества, корпорации, компании и прочие ассоциации, физические или юридические лица или любые сочетания их, независимо от способа их создания или контроля или принадлежности, частные или государственные и занимающиеся коммерческой деятельностью, включая их отделения. дочерние предприятия, филиалы или другие образования, прямо или косвенно контролируемые ими.

ii) Сфера применения

4. Данный Комплекс принципов и правил применяется к ограничительной деловой практике, включая ограничительную деловую практику транснациональных корпораций, оказывающей отрицательное воздействие на международную торговлю, особенно торговлю развивающихся стран, и на экономическое развитие этих стран. Он применяется независимо от того, затрагивает ли такая практика предприятия в одной или нескольких странах.

5. Данные "принципы и правила, касающиеся предприятий, включая транснациональные корпорации", относятся ко всем сделкам в области торговли и услуг.

6. Данные "принципы и правила, касающиеся предприятий, включая транснациональные корпорации", относятся ко всем предприятиям.

7. Положения Комплекса принципов и правил применимы универсально ко всем странам и предприятиям, независимо от сторон, участвующих в сделках, актах или действиях.

8. Любая ссылка на "государства" или "правительства" должна истолковываться как включающая любые региональные группы государства в той мере, в какой они правомочны в области ограничительной деловой практики.

9. Комплекс принципов и правил не применяется ни к межправительственным соглашениям, ни к ограничительной деловой практике, проводимой на основе таких соглашений.

С. СОГЛАСОВАННЫЕ НА МНОГОСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ
СПРАВЕДЛИВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ
ЗА ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЛОВОЙ
ПРАКТИКОЙ

В соответствии с изложенными целями должны применяться следующие принципы:

i) Общие принципы

1. На национальном региональном и международном уровнях необходимо принять соответствующие меры, взаимоукрепляющим образом направленные на устранение или эффективное сокращение ограничительной деловой практики, включая практику транснациональных корпораций, неблагоприятно сказывающуюся на международной торговле, особенно на торговле развивающихся стран и на экономическом развитии этих стран.

2. Должно быть установлено сотрудничество между правительствами на двустороннем и многостороннем уровнях, а там, где такое сотрудничество установлено, его необходимо улучшить с целью облегчения контроля за ограничительной деловой практикой.

3. Должны быть разработаны на международном уровне соответствующие механизмы, и/или использование существующих международных механизмов должно быть улучшено для облегчения обмена информацией между правительствами в отношении ограничительной деловой практики и ее распространения среди правительств.

4. Необходимо разработать соответствующие меры для облегчения проведения многосторонних консультаций в отношении программных вопросов, касающихся контроля за ограничительной деловой практикой.

5. Положения данного Комплекса принципов и правил не должны истолковываться как оправдывающие поведение предприятий, которое является незаконным в соответствии с применяемым национальным и региональным законодательством.

ii) Факторы, подлежащие учету при применении
Комплекса принципов и правил

6. С целью обеспечения применения настоящего Комплекса принципов и правил на справедливой и равной основе государствам следует наряду с учетом необходимости обеспечения широкого применения данного Комплекса принципов и правил уделять должное внимание той степени, в которой поведение предприятий, независимо от того, созданы ли они или контролируются ли они государствами, допустимо в соответствии с применяемыми законодательством и постановлениями, учитывая, что такие законы и постановления должны быть четко определены и являются лекгодоступными для общественности, или же требуется государствами.

iii) Преференциальный или дифференцированный режим
для развивающихся стран

7. С целью обеспечения справедливого применения настоящего Комплекса принципов и правил государствам, особенно развитым странам, при установлении ими контроля над ограничительной деловой практикой следует учитывать потребности развития, а также финансовые и торговые потребности развивающихся стран, в частности наименее развитых стран, в целях, особенно в отношении развивающихся стран:

а) содействовать созданию или развитию отечественной промышленности, а также экономическому развитию других секторов экономики и

б) поощрения их экономического развития путем принятия развивающимися странами региональных и глобальных мер.

D. Принципы и правила в отношении предприятий,
включая транснациональные корпорации

1. Предприятия должны соблюдать законы об ограничительной деловой практике, а также положения, касающиеся ограничительной деловой практики, содержащиеся в других законах стран, в которых они действуют, и в случае судебного разбирательства в соответствии с этими законами должны подлежать компенсации судов и соответствующих административных органов этих стран.

2. Предприятия должны консультироваться и сотрудничать с компетентными органами власти стран, которых это непосредственно касается, в их деятельности по контролю за ограничительной деловой практикой, отрицательно сказывающейся на интересах этих стран. В этой связи предприятия должны также представлять необходимую для этого информацию, в частности подробные данные об ограничительных соглашениях, включая информацию, которая может находиться в других странах, при условии, что в последнем случае такое представление или раскрытие информации не запрещено действующим законодательством или не противоречит установленной государственной политике. Представление информации на добровольной основе должно осуществляться в соответствии с гарантиями, обычно применяемыми в этой области.

3. Предприятия - за исключением тех случаев, кода они поддерживают взаимные связи в рамках экономической единицы, в которой они находятся под общим контролем, в том числе на основе права собственности, или не могут действовать независимо друг от друга по иным причинам, - осуществляющие на рынке деятельность, которая является конкурирующей или потенциально конкурирующей, должны воздерживаться от указанных ниже видов практики в тех случаях, когда они при помощи официальных, неофициальных, письменных или устных соглашений или договоренностей ограничивают доступ к рынкам или же иным образом неправомерно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю, особенно на торговлю развивающихся стран и на экономическое развитие этих стран:

a) соглашения, устанавливающие цены, включая экспортные и импортные цены;

b) участие в торгах по тайному сговору;

c) соглашения о распределении рынков или покупателей;

d) выделение квот на продажу и производство;

e) коллективные действия в поддержку договоренности, например, сговор об отказе вести дела;

f) сговор об отказе поставок потенциальным импортерам;

g) коллективный отказ в допуске к заключению соглашения или к вступлению в ассоциацию, имеющем решающее значение для конкуренции.

4. Предприятия должны воздерживаться от следующих действий или поведения на соответствующем рынке, когда посредством злоупотребления* или приобретения и злоупотребления господствующим положением на рынке они ограничивают доступ на рынки или иным образом неправомерно ограничивают конкуренцию, что имеет или может иметь неблагоприятные последствия для международной торговли, в частности торговли развивающихся стран и для экономического развития этих стран:

__________________________________

* Вопрос о том, носят ли соответствующие действия или поведение характер злоупотребления или нет, необходимо рассматривать с точки зрения их цели и влияния в конкретной ситуации, в частности с учетом того, ограничивают ли они доступ к рынкам или же иным образом неправомерно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю, особенно на торговлю развивающихся стран и на экономическое развитие этих стран, а также с учетом следующих соображений:

а) соответствуют ли они организационным, административным и юридическим взаимосвязям между данными предприятиями, как, например, в рамках связей внутри экономической единицы, и не оказывают ли они ограничительное влияние на предприятия, с которыми не существует таких связей;

b) соответствуют ли они специальным условиям или экономическим обстоятельствам, сложившимся на данном рынке, таким, как необычные условия спроса и предложения или размер рынка;

c) принадлежат ли они к тем категориям, которые обычно рассматриваются как приемлемые на основании соответствующих национальных или региональных законов и правил контроля над ограничительной деловой практикой;

d) совместимы ли они с целями настоящих принципов и правил.


а) хищнического поведения по отношению к конкурентам, например, использования цен ниже себестоимости для устранения конкурентов;

b) установления дискриминационных (то есть неоправданно дифференцированных) цен или условий в отношении поставок или покупки товаров или услуг, в том числе посредством использования политики ценообразования в слделках между дочерними предприятиями, которые устанавливают завышенную или заниженную цену на покупаемые или поставляемые товары или услуги по сравнению с аналогичными или сопоставимыми сделками с предприятиями, не являющимися дочерними;

c) слияний, поглощений, совместных предприятий или других форм приобретения контроля, будь то горизонтального, вертикального или конгломератного характера;

d) установления цен, по которым экспортированные товары могут перепродаваться в импортирующих странах;

e) ограничений импорта товаров, которые на законных основаниях были отмечены за границей товарным знаком, идентичным или подобным товарному знаку, который защищен применительно к идентичным или подобным товарам в импортирующей стране, в тех случаях, когда данные товарные знаки имеют одно и то же происхождение, то есть принадлежат одному владельцу или используются предприятиями, являющимися взаимозависимыми с экономической, организационной, управленческой или юридической точек зрения, и когда цель таких ограничений состоит в поддержании искусственно завышенных цен;

f) действий или поведения, которые не направлены на достижение законных коммерческих целей, таких, как обеспечение качества, безопасности, соответствующего распределения или обслуживания:

i) частичного или полного отказа вести дела на обычных коммерческих условиях предприятия;

ii) установления зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении распределения или производства конкурирующих или других товаров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»