Финляндия Закон о торго- Событие, которое В первом порту Как можно Городской суд Подробное заяв- Если заявление
вом мореплава- причинило или мог- захода судна скорее ление капитана, о морском про-
нии ло причинить ущерб подписанное ка- тесте не будет
судну, грузу или питаном и дву- представлено,
людям в месте по- мя членами эки- на капитана мо-
грузки, выгрузки пажа, которые жет быть нало-
или в пути (стол- могут быть опро- жен штраф. Под-
кновение судов, шены под прися- робный морской
причинение вреда гой протест рас-
собственности сматривается
третьих лиц, как доказатель-
случаи отравления, ство невиновно-
заболевания и др.) сти капитана
3. Английская система*
Великобри- Обычное или Событие рейса В порту захода- В течение 48 Нотариальная 1.Предваритель- По английскому
тания общее право первое заявление часов после контора ное сообщение в праву доказа-
(Common Low), В любом англий- прибытия судна присутствии пред- тельственную си-
основанное на ском порту-второе в английский ставителя агента лу имеют судо-
судебных пре- заявление(допол- порт капитан судна(перевозчи- вой журнал,дру-
цедентах нение) судна делает ка) в котором со- гие судовые до-
предваритель- держатся основные кументы и пока-
ное сообщение данные о судне, зания свидетелей
(первое заяв- грузе,рейсе и
ление) и не событиях рейса
позднее чем 2.Развернутый
через 6 мес морской протест,
после перво- составляемый по
го заявления просьбе и за
в случае по- счет грузовла-
ступления дельца с прило-
претензий от жением выписки
грузоотпра- из судового жу-
вителей или рнала,других су-
других лиц довых документов
капитан вп- и показаний сви-
раве, но не детелей
обязан про-
извести до-
оформление
протеста
* В странах, придерживающихся английской системы совершения морского протеста (Великобритании, Австралии, Индии, Канаде,
Новой Зеландии, США и др.), за протестом не признается доказательственной силы в той мере, как это принято в государствах,
следующих франко-романской и немецкой системам. За морским протестом в странах английской системы в течение шестимесячного
срока может последовать его расширенное изложение. Оно не носит обязательного характера и на практике обычно применяется в тех
случаях, когда на нем настаивают грузовладельцы, которые оплачивают связанные с этим расходы. За расширенным изложением
морского протеста признается доказательственная сила лишь против судна, но не в его пользу. Правила совершения морских протес-
тов в США, Канаде, Австралии, Индии, Новой Зеландии и других странах развивались под влиянием английских правил и по содержа-
нию близки к ним.
АВАРИЙНАЯ ПОДПИСКА
Принимая во внимание, что судно _______________________________
(наименование судна)
под командованием капитана _________________________________________
(фамилия капитана)
в рейсе ________________ из порта __________________________________
(дата рейса) (наименование
_______________________ в порт _____________________________________
порта отправления) (наименование порта назначения)
как утверждает перевозчик, имело повреждения, убытки и расходы, могу-
щие быть признанными общей аварией, мы, нижеподписавшиеся получатели
грузов (или их представители от имени), обязуемся в отношении грузов
по перечисленным ниже коносаментам:
1. Объявить стоимость грузов.
2. Представить в Бюро диспашеров при ТПП СССР, в Москве,
ул.Куйбышева, дом N 6, необходимые документы, материалы и сведения.
3. Уплатить причитающуюся долю от общей аварии согласно диспа-
ше, составленной диспашером ________________________________________
при ТПП СССР в Москве.
--------------------------------------------------------------------
NN ¦ Наименование ¦ Число мест ¦ Вес ¦ Стоимость¦Примечание
коноса- ¦ груза ¦ ¦ ¦ ¦
ментов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------+-----------------+------------+-----+----------+-----------
" " _________________ 19 г.
Гор. ____________________________
Грузополучатель _____________________
(подпись)
Юридический адрес грузополучателя __________________________________
____________________________________________________________________
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
ГК РСФСР Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
КТМ Кодекс торгового мореплавания
Союза ССР 1968 г.
Основы гражданского за- Основы гражданского законода-
конодательства тельства Союза ССР и союзных
республик 1961 г.
ГТУ Германское торговое уложение
1900 г.
ЕТК Единообразный торговый кодекс
США 1962 г.
Международные договоры
Брюссельская конвенция Конвенция об унификации некото-
о коносаменте рых правил о коносаменте, приня-
тая в Брюсселе 25.08.1924 г.
Гамбургские Конвенция ООН о морской перевоз-
правила ке грузов 1978 г., принятая
30.03.1978 г.
Конвенция о смешанных Конвенция ООН о международных
перевозках грузов смешанных перевозках грузов,
принятая в Женеве 24.05.1980 г.
Правила Висби См. Протокол 1968 г.
Протокол 1968 г. Протокол об изменениях междуна-
родной конвенции об унификации
некоторых правил о коносаменте,
подписанной в Брюсселе
25.08.1924 г., принятый в Брюс-
селе 23.02.1968 г.
МППСС-72 Международные правила предупреж-
дения столкновения судов в море
1972 г.
СОЛАС -74 Международная конвенция по охра-
не человеческой жизни на море
1974 г.
Международные обычаи
Банковские правила Унифицированные правила и обычаи
для документарных аккредитивов
Инкотермс Международные правила по толкова-
нию торговых терминов
Международные организации и конференции
БИМКО Балтийская и международная морс-
кая конференция
ИМКО Межправительственная морская кон-
сультативная организация (после
22.05.1982 г. - Международная
морская организация - ИМО)
ММК Международный морской комитет
МТП Международная торговая палата
ЮНКТАД Конференция ООН по торговле и
развитию
ЮНСИТРАЛ Комиссия ООН по праву междуна-
родной торговли
ФИАТА Международная федерация транс-
портно-экспедиторских ассоциаций
МПС Международная палата судоходства