3.1. Используемые для транспортировки минеральных вод (от каптажа до предприятия) трубопроводы, авто- и железнодорожные цистерны должны быть изготовлены из материалов, перечень которых приведен в ТИ-18-6-57-84.
3.2. Трубопроводы должны быть водонепроницаемыми на всем протяжении и работать полным сечением.
3.3. Проверка технического состояния трубопроводов и коллекторов производится по мере надобности, но не реже 1 раза в квартал комиссией, назначаемой руководством предприятия с обязательным участием в ней главного инженера предприятия и санитарного врача.
Если каптаж и коммуникации находятся в ведении курортов или принадлежат другим организациям, то в состав комиссии помимо указанных специалистов включаются представители курортов или этих организаций.
3.4. Проверка на водонепроницаемость трубопроводов производится раз в год путем гидравлического испытания в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05-84 "Технологические трубопроводы. Правила производства и приемки работ".
3.5. Санитарная обработка трубопроводов и коллекторов, проводимая после ремонта и при необходимости после ревизии, состоит из дезинфекции хлорсодержащим раствором (п.12.7), имеющим температуру окружающей среды при экспозиции в течение 1 ч, промывки питьевой водой до исчезновения следов активного хлора и ополаскивания минеральной водой в объеме, равном вместимости трубопроводов.
3.6. Результаты каждой ревизии и санитарной обработки трубопроводов и коллекторов заносятся в лабораторный журнал (форма 2, прил.2).
3.7. Авто- и железнодорожные цистерны, соответствующие требованиям ТИ-18-6-57-84, должны использоваться только для перевозки минеральных вод и иметь маркировку "Минвода".
3.8. Для наполнения авто- и железнодорожных цистерн, а также слива из них минеральной воды должны применяться стационарные трубопроводы, выполненные из материалов, приведенных в ТИ-18-6-57-84.
3.9. Шланги из резины или других материалов, разрешенных Минздравом СССР для применения в пищевой промышленности, могут использоваться только в качестве гибкого соединения авто- и железнодорожных цистерн со стационарными трубопроводами. Шланги должны храниться в условиях, гарантирующих от возможного их инфицирования.
3.10. На тщательность дезинфекции шлангов и арматуры наливных и сливных устройств цистерн следует обращать особое внимание. Ежесуточно соединительные шланги следует дезинфицировать острым паром или хлорсодержащим дезинфектантом (п.12.7). Контроль качества санитарной обработки проводит не реже 1 раза в неделю микробиолог предприятия.
3.11. Авто- и железнодорожные цистерны, а также все заводские резервуары перед эксплуатацией и в процессе эксплуатации подвергаются санитарной обработке (прил.3).
3.12. Обработку автоцистерн следует проводить не реже 1 раза в месяц с проверкой контроля качества обработки по бактериологическим анализам. Каждый раз после опорожнения цистерны микробиолог должен проводить ее визуальный осмотр и результаты его заносить в лабораторный журнал (форма 1, прил.2). В случае необходимости по указанию микробиолога следует проводить внеочередную санитарную обработку автоцистерны.
3.13. Новые или сильно загрязненные авто- и железнодорожные цистерны с наличием осадка, пленки и т.д. подвергаются следующей обработке: вначале цистерны полностью заполняются 1,0-1,5%-ным раствором кальцинированной или каустической соды для отмочки. Продолжительность отмочки от 2 до 4 час. Затем внутренняя поверхность цистерн очищается щетками от механических загрязнений, пленок, осадка и т.д., отмывается питьевой водой. Дезинфекция проводится острым паром или одним из дезинфектантов (п.12.7). Весь объем цистерны заполняется дезинфицирующим раствором на 1 час. После дезинфекции цистерны отмываются питьевой водой до исчезновения следов примененного дезинфектанта.
Остаточное количество дезинфектанта определяется по инструкции к применению соответствующего дезинфектанта.
3.14. Постоянно эксплуатируемые авто- и железнодорожные цистерны дезинфицируются по п.3.13. Щелочные дезинфектанты запрещается использовать для обработки цистерн, изготовленных из алюминия.
3.15. Железнодорожные цистерны подвергаются дезинфекции перед каждым заполнением.
3.16. Санитарную обработку цистерн проводят на специально оборудованной площадке с твердым покрытием и под навесом. Площадка должна иметь подвод питьевой воды и пара, должна быть оборудована канализационным стоком и оснащена переносной электрической лампой с защитной сеткой.
3.17. Люки и устройства цистерн для наполнения и слива воды должны быть запломбированы с четким оттиском всех пломб как при перевозке минеральной воды, так и при подаче цистерн для наполнения их водой.
3.18. Качество санитарной обработки соединительных шлангов и транспортных емкостей проверяется работниками лаборатории предприятия. Результаты заносятся в журнал (форма 2, прил.2).
3.19. Для обслуживания авто- и железнодорожных цистерн выделяются постоянные работники.