Не вступил в силу

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 мая 2025 года № 2266

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации"



В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 78_1 Воздушного кодекса Российской Федерации и абзацем восьмым пункта 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации".

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.

Министр

А.А.Алиханов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

2 июня 2025 года,

регистрационный № 82500

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минпромторга России

от 14 мая 2025 года № 2266

Федеральные авиационные правила "Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации"



I. Общие положения

     

1. Организация и обеспечение функционирования линий управления беспилотными авиационными системами (далее - БАС) авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации и контроля беспилотных авиационных систем (далее - линия С2) осуществляются владельцами беспилотных воздушных судов (далее - БВС, ВС соответственно) в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации", утвержденными настоящим приказом (далее - Правила).

2. Линия С2 может быть организована следующими способами:

по каналу передачи данных непосредственно между станцией внешнего пилота и БВС (далее - прямой канал связи), в том числе через ретрансляторы, входящие в состав БАС;

через инфраструктуру поставщика услуг по обслуживанию линий С2, обеспечивающего предоставление каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линии С2.

3. Организация линии С2 по прямому каналу связи должна осуществляться при нахождении передатчиков и приемников станции внешнего пилота и БВС в пределах зоны действия общей радиолинии между ними.

4. Организация линии С2 через инфраструктуру поставщика услуг линии С2 должна осуществляться при нахождении станции внешнего пилота и БВС за пределами зоны действия общей радиолинии между ними, при этом обмен информацией между станцией внешнего пилота и БВС должен осуществляться через сеть передачи данных поставщика услуг по обслуживанию линии С2.

5. Владельцы БВС должны обеспечивать функционирование линии связи С2, соответствующие параметрам функциональных и иных характеристик наземного оборудования, установленных для класса воздушного пространства, в котором планируется выполнение полета БВС (далее - требуемые характеристики связи).

________________

Подпункт 2 пункта 7 статьи 78_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Пункт 10 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 данный акт действует до 1 ноября 2026 г.

6. Для организации функционирования линии С2 разработчик БАС должен указать в эксплуатационной документации на БАС состав, объем, темп обновления информации, передаваемой между станцией внешнего пилота и БВС.

7. Владелец БАС должен определить способ организации линии С2 и поставщика услуг по обслуживанию линии С2 в зависимости от района и условий полета беспилотного воздушного судна, а также наличия доступной инфраструктуры у поставщиков по обслуживанию линий С2 в районе (на маршруте), планируемом для полетов БВС.

8. В целях организации и обеспечения функционирования линий С2 поставщик услуг по обслуживанию линии С2 должен предоставить владельцам БАС каналы передачи данных для расширения зоны действия линий С2 частично или полностью на всем районе (маршруте) полета БВС.

________________

Подпункт 1 пункта 3 статьи 78_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

9. Владельцы БВС должны организовать функционирование линий С2 с использованием наземных, и (или) бортовых, и (или) спутниковых систем (оборудования).

10. Доступ владельца БАС к наземному оборудованию поставщика услуг по обслуживанию линии С2 должен осуществляться по радио- или наземному каналу связи.

11. Для организации функционирования линии С2 через наземное оборудование поставщика услуг по обслуживанию линии С2 должны быть соблюдены следующие условия:

1) наличие у поставщика услуг по обслуживанию линии С2 заявки на предоставление владельцу БВС линии С2, в которой указаны местоположение и технические характеристики станции внешнего пилота и БВС средствами линии С2;

2) обеспечение возможности для подключения БАС к линии С2 по всей территории планируемого района (маршрута) полета БВС, в том числе для выполнения ухода на запасную посадочную площадку;

3) соответствие наземного оборудования, предоставляемого поставщиком услуг по обслуживанию линии С2, параметрам требуемых характеристик связи по времени транзакции, непрерывности, готовности и целостности для обеспечения полетов БВС.

12. В случае выполнения полетов экспериментальных БВС вне района аэродрома экспериментальной авиации владелец экспериментальных БВС может использовать линии С2 вида авиации, под требования которого создается БВС.

13. Поставщик услуг по обслуживанию линии С2 должен обеспечить информационную безопасность линий С2 с применением средств криптографической защиты информации, сертифицированных в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, от несанкционированного доступа посторонних лиц.

________________

Подпункт 8 пункта 5 статьи 78_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

II. Порядок и условия эксплуатации наземного оборудования по обслуживанию линий С2

     

14. Техническую эксплуатацию наземного оборудования должен осуществлять поставщик услуг по обслуживанию линии С2.

15. Поставщик услуг по обслуживанию линии С2 при организации технической эксплуатации наземного оборудования должен осуществлять:

составление исходных технических требований и условий на размещение наземного оборудования, технических заданий на модернизацию и ремонт наземного оборудования;

контроль за выполнением монтажных и пусконаладочных работ по установке наземного оборудования и приемо-сдаточных испытаний наземного оборудования;

проведение наземных проверок и участие в проведении летных проверок наземного оборудования;

разработку схемы организации радиосвязи (передачи данных) на маршрутах полетов между станцией внешнего пилота и БВС с указанием на ней частот (номеров каналов передачи данных);

разработку схемы связи по обеспечению доступа станции внешнего пилота БАС в систему передачи данных поставщика услуг по обслуживанию линии С2;

разработку схемы связи линии С2 между станцией внешнего пилота БАС и БВС, в том числе схемы резервирования линии С2;

учет наземного оборудования;

проведение расследований, учет и анализ отказов наземного оборудования;

разработку и выполнение профилактических мероприятий по недопущению отказов наземного оборудования.

16. При эксплуатации наземного оборудования поставщиком услуг по обслуживанию линии С2 должен осуществляться комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования наземного оборудования.

17. Ввод в эксплуатацию наземного оборудования должен осуществляться после проведения приемо-сдаточных испытаний.

Результаты приемо-сдаточных испытаний наземного оборудования оформляются локальным актом поставщика услуг по обслуживанию линии С2 (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Правилам).

Наземное оборудование вводится в эксплуатацию локальным актом поставщика услуг по обслуживанию линии С2.

18. Техническое обслуживание наземного оборудования организуется и осуществляется в целях поддержания функциональной надежности, предупреждения отказов, поддержания эксплуатационных характеристик и проводится в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

Техническое обслуживание наземного оборудования должно включать контроль работоспособности, оперативное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание: еженедельное, ежемесячное, ежеквартальное, полугодовое, годовое, сезонное.

________________

Подпункт 3.1.16 пункта 3.1 ГОСТ Р 59815-2021 "Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 24 ноября 2021 г. № 1571-ст (М.: Стандартинформ, 2022).

Подпункты 2.2.14 и 2.2.15 пункта 2 ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 28 марта 2017 г. № 186-ст (М.: Стандартинформ, 2017).

Перечень и регламенты технического обслуживания наземного оборудования определяются эксплуатационной документацией на наземное оборудование.

График технического обслуживания и ремонта наземного оборудования поставщика услуг по обслуживанию линий С2 оформляется на год (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к Правилам). На основании графика технического обслуживания наземного оборудования ежемесячно разрабатывается план работы инженерно-технического персонала по обслуживанию наземного оборудования линии С2 (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к Правилам).

Поставщик услуг по обслуживанию линий С2 должен указывать записи о выполнении технического обслуживания наземного оборудования в журнал технического обслуживания и ремонта.

Для выполнения технического обслуживания наземного оборудования составляется график плановых остановок наземного оборудования.

19. Для определения соответствия технических характеристик наземного оборудования требованиям эксплуатационной документации, его пригодности для обеспечения полетов ВС проводятся наземные и летные проверки.

Летные проверки наземного оборудования проводятся с использованием воздушных судов-лабораторий (далее - ВСЛ), специально выделенных ВС, в том числе беспилотными ВСЛ и ВС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»