Не вступил в силу

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 апреля 2025 года № 140

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов"



В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 и абзацем двадцатым подпункта 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов".

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2011 г., регистрационный № 20420).

3. Настоящий приказ вступает в силу 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.

Министр

Р.В.Старовойт

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

2 июня 2025 года,

регистрационный № 82487

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

от 21 апреля 2025 года № 140

Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов"



I. Общие положения

     

1. Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (далее соответственно - Правила, воздушное судно) являются обязательными для владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и расположенных на участке земли или акватории.

________________

Пункт 6 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Требования Правил не применяются к:

а) посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и используемым для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли;

________________

Подпункт 2.7.2 пункта 2.7 и пункт 10.4 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный № 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный № 16191), от 22 ноября 2010 г. № 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный № 19244), от 16 ноября 2011 г. № 284 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный № 22723), от 27 декабря 2012 г. № 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный № 27176), от 25 ноября 2013 г. № 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный № 31356), от 10 февраля 2014 г. № 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный № 31362), от 3 марта 2014 г. № 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный № 34093), от 26 февраля 2015 г. № 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный № 36663), от 15 июня 2015 г. № 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38147), от 18 июля 2017 г. № 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный № 47712), от 18 сентября 2018 г. № 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный № 52652), от 14 июня 2019 г. № 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный № 55416), от 22 апреля 2020 г. № 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный № 58784), от 29 мая 2023 г. № 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный № 73717) (далее - приказ № 128). В соответствии с пунктом 5 приказа № 128 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

б) посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и используемым менее 30 календарных дней в течение календарного года.

3. В случаях если эксплуатационной документацией воздушного судна устанавливаются иные требования к посадочным площадкам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, чем установленные Правилами, то применяются требования эксплуатационной документации воздушного судна.

4. Допускается использование посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки самолетов (далее - посадочная площадка для самолетов), в целях взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов и иных видов воздушных судов при соблюдении требований Правил.

5. Рулежные дорожки (далее - РД), предназначенные для руления по земле самолетов и вертолетов, должны соответствовать требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

II. Требования к посадочным площадкам для самолетов, расположенным на участке земли

     

6. Поверхность взлетно-посадочной полосы посадочной площадки для самолетов (далее - ВПП) должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов.

7. Неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, не должны превышать 0,1 м или размера, указанного в эксплуатационной документации воздушных судов, для которых предназначена посадочная площадка для самолетов.

8. ВПП должна выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для полетов которых она предназначена.

9. В случае если посадочная площадка для самолетов не имеет четко выделенной ВПП, то требованиям, указанным в пунктах 6-8 Правил, должно соответствовать летное поле.

10. Ширина ВПП должна быть не менее:

а) 18 м - для ВПП длиной до 800 м;

б) 23 м - для ВПП длиной от 800 м до 1200 м;

в) 30 м - для ВПП длиной более 1200 м;

г) 45 м - для ВПП длиной более 1800 м.

11. Ширина ВПП, оборудованной для точного захода на посадку воздушного судна, должна быть не менее 30 м.

12. ВПП, имеющая длину более 1200 м и (или) предназначенная для захода на посадку воздушного судна по приборам, должна быть оборудована торцевой зоной безопасности (далее - ТЗБ), имеющей длину не менее 90 м за торцом ВПП.

13. Ширина ТЗБ должна быть не менее общей ширины ВПП и ее боковых полос безопасности (далее - БПБ).

14. БПБ должны располагаться симметрично по обе стороны ВПП таким образом, чтобы общая ширина ВПП и ее БПБ составляла не менее:

а) 30 м - для ВПП длиной до 800 м;

б) 40 м - для ВПП длиной от 800 м до 1200 м;

в) 75 м - для ВПП длиной более 1200 м.

15. Ширина ВПП, которая имеет длину менее 400 м и предназначена для сверхлегких воздушных судов, и ее БПБ определяются исходя из летно-технических характеристик воздушных судов, выполнение полетов которых осуществляется с посадочной площадки.

________________

Пункт 3 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации.

16. Поперечный уклон БПБ не должен превышать 2,5%, поверхность БПБ, примыкающая к ВПП, должна выдерживать нагрузку, создаваемую при выкатывании воздушного судна за пределы ВПП, не повреждая конструкцию воздушного судна.

17. Места стоянки воздушных судов на посадочной площадке для самолетов (далее - стоянка) должны располагаться на расстоянии между концами крыльев воздушных судов не менее 3 м.

18. Поверхность места стоянки должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна при стоянке.

19. Поверхность между ВПП и местами стоянки, предназначенная для руления воздушных судов, должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна. При невозможности обеспечения выполнения требования для всей указанной поверхности, границы зон, предназначенные для руления воздушных судов, или РД должны быть промаркированы флажками или дорожными сигнальными конусами.

20. В случаях, установленных Правилами, элементы посадочных площадок для самолетов должны обозначаться маркировочными знаками (далее - маркеры), которые должны иметь ломкие массу и конструкцию и разрушаться в случае столкновения с частями воздушного судна (далее - ломкие объекты).

21. Маркеры, размещаемые вблизи ВПП или РД, должны быть установлены способом, обеспечивающим необходимое безопасное расстояние до воздушных винтов и гондол двигателей воздушных судов.

22. Маркеры должны быть закреплены на посадочной площадке для самолетов способом, предотвращающим их смещение струей воздуха от авиационных двигателей и воздушных винтов.

23. Входные маркеры ВПП должны быть установлены симметрично оси ВПП по краям ее торцов таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии ВПП.

24. Поверхность входного маркера должна иметь со стороны ВПП посадочной площадки для самолетов чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цвета, с противоположной стороны - вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цвета. Крайние полосы должны быть красного и черного цвета соответственно.

25. Маркеры на посадочной площадке для самолетов должны иметь размеры и форму, указанные на рисунке, приведенном в приложении № 1 к Правилам.

26. Входные маркеры должны быть установлены на линии начала и конца ВПП на расстоянии от 1 до 5 м от ее боковых границ.

27. На ВПП, не имеющей искусственного покрытия, в качестве входных маркеров, обозначающих начало и конец ВПП, допускается применение трех флажков.

28. Флажки должны быть установлены от края ВПП с шагом 2 м на линии, перпендикулярной оси ВПП, в соответствии с размерами, указанными на рисунке, приведенном в приложении № 2 к Правилам.

29. Пограничные знаки в виде усеченного конуса или призмы должны быть установлены вдоль боковых границ ВПП на расстоянии 100 м друг от друга и 1 м за ее боковыми границами, пограничные знаки в виде флажков, автопокрышек или дорожных сигнальных конусов - на расстоянии 50 м друг от друга.

30. Допускается установление на посадочной площадке для самолетов флажков и автопокрышек белого, красного или черного цветов при условии обеспечения контраста с фоном местности. При наличии снега на посадочной площадке для самолетов допускается установление пограничных знаков в виде веток деревьев хвойных пород.

31. Поверхность пограничного знака ВПП должна быть окрашена чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов.

32. Посадочная площадка для самолетов должна быть оборудована не менее чем одним ветроуказателем. В случае использования ВПП для захода на посадку с двух ее сторон посадочная площадка для самолетов должна быть оборудована не менее чем двумя ветроуказателями, расположенными со стороны каждого торца ВПП.

33. Ветроуказатель на посадочной площадке для самолетов должен быть размещен способом, обеспечивающим его свободное вращение вокруг оси мачты и видимость со всех точек летного поля посадочной площадки для самолетов.

34. Ветроуказатель на посадочной площадке для самолетов должен быть размещен способом, исключающим его затенение зданиями, сооружениями и естественными препятствиями со всех направлений.

35. Ветроуказатель на посадочной площадке для самолетов должен иметь размеры не менее размеров, указанных на рисунке и в таблице, приведенных в приложении № 3 к Правилам, и цвет, контрастирующий с окружающей местностью.

36. Ветроуказатель на посадочной площадке для самолетов при полетах воздушных судов ночью должен быть освещен.

37. Цвета ветроуказателя на посадочной площадке для самолетов должны располагаться в виде пяти чередующихся полос таким образом, чтобы первая и последняя полосы имели более темный цвет.

В случае если для обеспечения контрастности цвета ветроуказателя используется сочетание двух цветов, то должны быть использованы сочетания оранжевого цвета с белым цветом, красного цвета с белым цветом или черного цвета с белым цветом.

38. На посадочной площадке для самолетов должны быть установлены поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов, примыкающей к торцу ВПП и расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (далее - полоса воздушных подходов), а также в стороны от границ БПБ.

39. Посадочные площадки для самолетов, используемые ночью и не предназначенные для захода на посадку воздушных судов по приборам, должны иметь поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки с формой трапеции, линии боковых сторон которой должны расходиться от края БПБ под углом 6° к оси ВПП и проходить от внешней границы ТЗБ, а при ее отсутствии - от торца ВПП.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»