ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2025 года № 806

Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники



В соответствии со статьей 8_4 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 мая 2025 года № 806

Положение о федеральной государственной информационной системе обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники



I. Общие положения

     

1. Настоящее Положение определяет:

а) порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации федеральной государственной информационной системы обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники (далее - федеральная система);

б) цели и задачи федеральной системы;

в) основные принципы создания, эксплуатации и развития федеральной системы;

г) структуру и основные функции федеральной системы;

д) состав и полномочия участников информационного взаимодействия, указанных в пункте 10 настоящего Положения;

е) порядок взаимодействия федеральной системы с другими информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система в сфере закупок), с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

ж) состав информации, содержащейся в федеральной системе, и порядок размещения такой информации;

з) порядок, сроки, способы предоставления информации, содержащейся в федеральной системе, для ее размещения оператором федеральной системы;

и) порядок предоставления информации, содержащейся в федеральной системе, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной системе;

к) требования к федеральной системе, базам данных, входящим в ее состав, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу федеральной системы, и оператору федеральной системы;

л) требования к защите информации, содержащейся в федеральной системе.

II. Цели и задачи федеральной системы

     

2. Федеральная система создается в целях:

а) создания и автоматизации единого информационного пространства между Федеральным агентством воздушного транспорта, подведомственными ему организациями, аккредитованными им сертификационными центрами, а также заявителями на проведение обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, указанной в подпунктах 2 и 2_1 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2 и 2_1 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров (далее соответственно - обязательная сертификация, участники обязательной сертификации);

б) формирования, сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения, использования и анализа информации:

о заявителях на проведение обязательной сертификации и сертификационных центрах;

о заявках на проведение обязательной сертификации (далее - заявки);

о документации, необходимой для проведения обязательной сертификации (далее - сертификационная документация);

о планировании и ходе выполнения обязательной сертификации;

в) своевременного выявления рисков нарушения процедур (сроков их выполнения) при проведении обязательной сертификации и оперативного принятия мер по их предотвращению;

г) доступности информации для участников обязательной сертификации;

д) осуществления контроля достоверности информации, ее полноты и своевременности ее размещения в федеральной системе;

е) идентификации и аутентификации участников обязательной сертификации в федеральной системе посредством взаимодействия с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);

ж) экспертизы и согласования сертификационной документации;

з) осуществления иных функций при проведении обязательной сертификации.

3. Для достижения целей, указанных в пункте 2 настоящего Положения, федеральной системой обеспечивается выполнение следующих задач:

а) автоматизация информационного обмена между участниками обязательной сертификации;

б) автоматизация администрирования лицами, назначенными Федеральным агентством воздушного транспорта, хода выполнения обязательной сертификации;

в) автоматизация процесса анализа хода выполнения обязательной сертификации;

г) автоматизация процессов обмена сертификационной документацией и хранения указанной документации;

д) организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти;

е) автоматизация процессов сбора информации о статусе выполнения обязательной сертификации и обмена указанной информацией (по запросу) с федеральными органами исполнительной власти;

ж) автоматизация предоставления персонифицированного доступа к сертификационной документации, размещенной в федеральной системе, и взаимодействия между участниками обязательной сертификации;

з) обеспечение информационной поддержки участников обязательной сертификации.

III. Основные принципы создания, эксплуатации и развития федеральной системы

     

4. Создание, эксплуатация и развитие федеральной системы осуществляются на основании следующих принципов:

а) законность;

б) обеспечение функционирования федеральной системы как совокупности подсистем, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

в) полнота, достоверность, актуальность информации, содержащейся в федеральной системе, при ее размещении в федеральной системе, а также своевременность размещения указанной информации;

г) однократность ввода информации и многократность ее использования;

д) открытость и доступность информации, содержащейся в федеральной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне;

е) обеспечение оперативного доступа к федеральной системе всем участникам обязательной сертификации вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии разграничения прав доступа к ресурсам федеральной системы;

ж) использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;

з) сокращение объема взаимодействия по вопросам получения данных и исключения дублирования запросов информации непосредственно из ее источника;

и) обеспечение актуальности, достоверности и непротиворечивости информации, содержащейся в федеральной системе, единства терминологии, нормативно-справочной информации, автоматизации системы показателей выполнения обязательной сертификации, включая методики формирования аналитических показателей выполнения обязательной сертификации, обеспечение формирования отчетности о статусе выполнения обязательной сертификации;

к) обеспечение открытости федеральной системы для интеграции с другими информационными системами в соответствии с порядком информационного взаимодействия, установленным Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. № 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";

л) гибкость и адаптивность федеральной системы к изменению потребностей участников обязательной сертификации в информации и инструментах ее анализа;

м) обеспечение защиты информации, содержащейся в федеральной системе;

н) приоритет использования современных, эффективных подходов, методологий, технических средств, информационных и коммуникационных технологий;

о) унификация процессов информационного взаимодействия;

п) включение в состав федеральной системы подсистем, указанных в пункте 6 настоящего Положения, обеспечивающих возможность их замены или изменения в целях совершенствования характеристик функционирования или адаптации федеральной системы к новым условиям;

р) возможность развития федеральной системы при изменении внешних факторов и появлении новых информационно-коммуникационных технологий;

с) единые правила предоставления информации для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;

т) достаточность средств защиты информации, содержащейся в федеральной системе;

у) соответствие уровня конфиденциальности информации, содержащейся в федеральной системе, и потребностей участников обязательной сертификации уровню надежности применяемых средств защиты информации.

IV. Структура и основные функции федеральной системы

     

5. Структура федеральной системы, за исключением подсистем, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включает сервисы и интеграционные сервисы, взаимодействующие с информационными системами, указанными в пунктах 14, 15, 17-19 настоящего Положения, сервисами, платформами, а также с ресурсами, необходимыми для достижения целей создания федеральной системы и реализации ее функций, используемых участниками информационного взаимодействия, указанными в пункте 10 настоящего Положения.

6. Федеральная система включает в себя следующие подсистемы:

а) подсистема "заявки";

б) подсистема "сертификационные работы";

в) подсистема "справочники";

г) подсистема "аналитика";

д) подсистема "администрирование";

е) подсистема "интеграционное взаимодействие";

ж) подсистема "обеспечение информационной безопасности";

з) подсистема "помощь".

7. Подсистемы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, выполняют следующие функции:

а) подсистема "заявки" обеспечивает возможность получения заявок и сертификационной документации, направленных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в электронной форме в федеральную систему, регистрацию заявок, ведение электронного реестра заявок и сертификационной документации заявителей на проведение обязательной сертификации, формирование и утверждение состава рабочих групп для проведения сертификационных испытаний, учет договоров на предоставление услуг по проведению обязательной сертификации, заключенных между участниками обязательной сертификации, отображение информации о текущем статусе исполнения заявок и проработки сертификационной документации заявителей на проведение обязательной сертификации;

б) подсистема "сертификационные работы" обеспечивает по заявкам ввод, хранение, просмотр, корректировку, согласование и утверждение сертификационной документации, формирование документов по результатам проведения обязательной сертификации и передачу информации о результатах обязательной сертификации на единый портал;

в) подсистема "справочники" обеспечивает ведение вспомогательных информационных справочников, которые используются только для целей федеральной системы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»