Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2025 года № 652

Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения



В соответствии со статьей 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 8, ст.778; 2024, № 12, ст.1629).

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций и полномочий.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Пункт 1 настоящего постановления действует до 1 сентября 2031 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 мая 2025 года № 652



Правила разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения



1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - водный объект), в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов (далее - рыбохозяйственные нормативы).

Нормирование допустимых концентраций содержания радиоактивных веществ в водных объектах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Рыбохозяйственные нормативы устанавливаются в соответствии с физическими, химическими и биологическими показателями для оценки состояния воды водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) на основании результатов проведения специализированных исследований.

Рыбохозяйственные нормативы разрабатываются для загрязняющих веществ, сброс которых планируется осуществлять в водный объект.

3. К рыбохозяйственным нормативам относятся:

а) нормативы качества воды водных объектов, установленные для физических, химических и биологических показателей состояния воды водных объектов, не являющихся предельно допустимой концентрацией конкретных загрязняющих веществ в воде водного объекта (далее - показатели);

б) нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов, при которых не оказывается негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, определяемые на основании результатов лабораторных испытаний;

в) нормативы качества воды водных объектов, установленные для показателей на основании данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), осуществляемого в соответствии с положениями статьи 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в случаях отклонения фактических значений показателей, сформировавшихся под влиянием природных факторов, в том числе физико-географических, геологических, физико-химических, физических, биологических, характерных для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, от значений рыбохозяйственных нормативов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта (далее - региональные нормативы качества);

г) нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов, которые устанавливаются в случаях отклонения значений фактических концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов от значений рыбохозяйственных нормативов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, под влиянием природных факторов, в том числе физико-географических, геологических, физико-химических, физических, биологических, характерных для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части (далее - региональные нормативы предельно допустимых концентраций). Региональные нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части с учетом пункта 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий".

4. При утверждении региональных нормативов качества не применяются рыбохозяйственные нормативы, указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, для воды конкретных речных бассейнов или их частей, водных объектов или их частей.

5. При утверждении региональных нормативов предельно допустимых концентраций не применяются рыбохозяйственные нормативы, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, для соответствующих загрязняющих веществ в воде конкретных речных бассейнов или их частей, водных объектов или их частей.

6. При разработке проектов рыбохозяйственных нормативов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

7. Инициаторами разработки проектов рыбохозяйственных нормативов являются:

а) Федеральное агентство по рыболовству - в рамках реализации планов и программ, утвержденных во исполнение указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

б) органы государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе в отношении региональных нормативов предельно допустимых концентраций для загрязняющих веществ, сброс которых планируется осуществлять в водный объект или его часть, расположенные в границах субъекта Российской Федерации, - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

в) юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели - для загрязняющих веществ, для которых не установлены рыбохозяйственные нормативы, региональные нормативы предельно допустимых концентраций, сброс которых планируется осуществлять в водный объект или его часть, - за счет собственных средств.

8. Проекты рыбохозяйственных нормативов разрабатываются на основании методики разработки рыбохозяйственных нормативов, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - методика).

9. В методике определяются особенности проведения специализированных исследований, в том числе наблюдений за речным бассейном или его частью, водным объектом или его частью, критерии выбора эталонного участка водного объекта или его части.

10. Результатом проведения специализированных исследований, в том числе наблюдений за речным бассейном или его частью, водным объектом или его частью, являются отчеты о научно-исследовательской работе, обосновывающие значения рыбохозяйственных нормативов (далее - отчеты), структура и правила оформления которых установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

11. Подготовка отчетов осуществляется:

а) федеральным государственным бюджетным научным учреждением, подведомственным Федеральному агентству по рыболовству, осуществляющим государственный мониторинг водных биоресурсов, - на основании государственного задания, в рамках реализации планов и программ, утвержденных во исполнение указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

б) научно-исследовательскими организациями и образовательными учреждениями, осуществляющими научно-исследовательские работы, - на основании договора подряда с лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 7 настоящих Правил.

12. Инициаторы разработки проектов рыбохозяйственных нормативов, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 7 настоящих Правил (далее - заявители), направляют на рассмотрение в Федеральное агентство по рыболовству почтовым отправлением с описью вложения или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" материалы, обосновывающие разработку проектов рыбохозяйственных нормативов (далее - материалы), которые включают в себя:

а) заявление о рассмотрении отчетов, содержащее следующие сведения:

наименование загрязняющего вещества в водах водных объектов, в том числе наименование по номенклатуре Международного союза теоретической и прикладной химии, тривиальное название (при наличии);

наименование водного объекта в случае разработки региональных нормативов качества и региональных нормативов предельно допустимых концентраций;

сведения о заявителе (полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, адрес в пределах места нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) и адрес места жительства (для индивидуального предпринимателя), контактный телефон);

б) отчет;

в) аннотационную карту по форме, утверждаемой методикой, в том числе содержащую сведения о государственной аттестации использованных при проведении специализированных исследований методов исследований (испытаний), методик (методов) измерений и соответствующих им средств измерений, прошедших поверку и внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, с указанием регистрационного номера.

13. Материалы, поступившие в Федеральное агентство по рыболовству, регистрируются в день их поступления.

14. Федеральное агентство по рыболовству в течение 2 рабочих дней после регистрации рассматривает материалы на предмет их представления в полном объеме в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 12 настоящих Правил.

В случае выявления в ходе рассмотрения материалов факта представления материалов заявителем не в полном объеме Федеральное агентство по рыболовству принимает решение о приостановлении срока рассмотрения материалов до представления недостающих материалов, но не более чем на 40 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Федеральное агентство по рыболовству в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении срока рассмотрения материалов направляет в адрес заявителя уведомление о принятии такого решения с указанием недостающих материалов и предложением о представлении их способом, каким были представлены материалы заявителю (почтовым отправлением или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

15. Если недостающие материалы не будут представлены заявителем в течение установленного пунктом 14 настоящих Правил срока, Федеральное агентство по рыболовству принимает решение об отказе в рассмотрении материалов и в течение 3 рабочих дней возвращает их заявителю.

В случае представления заявителем недостающих материалов в установленный пунктом 14 настоящих Правил срок рассмотрение представленных материалов на соответствие требованиям, установленным методикой, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в течение 2 рабочих дней со дня их поступления.

При этом общий срок рассмотрения Федеральным агентством по рыболовству материалов на предмет их представления в полном объеме с учетом дополнительно представленных материалов увеличивается на 4 рабочих дня.

16. Для рассмотрения материалов на предмет их соответствия методике Федеральное агентство по рыболовству формирует комиссию по рассмотрению материалов (далее - комиссия), состав и положение о которой утверждаются Федеральным агентством по рыболовству.

В состав комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные принимать решение о согласовании или об отказе в согласовании материалов, а также представители подведомственных им организаций.

Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов комиссии.

В заседаниях комиссии вправе принимать участие заявители и представители лиц, указанных в пункте 11 настоящих Правил, представители заинтересованных научных и общественных организаций, ассоциаций и компаний.

17. В случае представления материалов в полном объеме, в том числе с учетом дополнительно представленных материалов, Федеральное агентство по рыболовству в течение 2 рабочих дней после их поступления организует работу комиссии с передачей материалов для их рассмотрения комиссией.

18. Комиссия со дня поступления материалов, указанных в пункте 12 настоящих Правил, рассматривает их в течение 30 рабочих дней. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен комиссией, но не более чем на 30 рабочих дней, о чем сообщается заявителям с указанием причин.

19. Решение комиссии по итогам заседания об одобрении (отклонении) представленных материалов оформляется в виде протокола, который утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии, участвовавшими в заседании комиссии, не позднее 3 рабочих дней со дня заседания комиссии (далее - протокол).

20. Выписка из протокола в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения направляется Федеральным агентством по рыболовству в адрес заявителя почтовым отправлением или в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью ответственного секретаря комиссии.

21. При наличии в протоколе выводов о несоответствии материалов положениям методики заявитель вправе повторно не позднее 30 рабочих дней со дня получения выписки из протокола представить материалы на рассмотрение в Федеральное агентство по рыболовству при условии доработки их с учетом замечаний и рекомендаций комиссии, изложенных в протоколе.

Материалы, доработанные с учетом замечаний и рекомендаций комиссии и повторно представленные на рассмотрение в Федеральное агентство по рыболовству, рассматриваются Агентством не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации.

22. Федеральное агентство по рыболовству в течение 30 рабочих дней с даты утверждения протокола разрабатывает проект приказа Федерального агентства по рыболовству об утверждении рыбохозяйственных нормативов, основанных на одобренных комиссией материалах, согласовывает проект приказа с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и утверждает его.

23. В приказе, указанном в пункте 22 настоящих Правил, для рыбохозяйственных нормативов указываются:

а) наименование загрязняющего вещества, в том числе наименование по номенклатуре Международного союза теоретической и прикладной химии, тривиальное название (при наличии);

б) регистрационный номер (уникальный численный идентификатор) химических соединений, внесенных в реестр Химической реферативной службы Американского химического общества (при наличии);

в) лимитирующий показатель вредности загрязняющего вещества, указывающий на характер его негативного влияния на водные биоресурсы и среду их обитания в случае его появления в водах водных объектов в концентрации, превышающей рыбохозяйственный норматив;

г) класс опасности загрязняющего вещества, определенный в соответствии с методикой;

д) значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в мг/дм - для химических веществ и смеси веществ, в кл/мл - для микроорганизмов;

е) рекомендуемые группы методов количественного химического анализа, применяемых для контроля загрязняющего вещества в воде водных объектов;

ж) контролируемое химическое вещество (для смесевых загрязняющих веществ);

з) для рыбохозяйственных нормативов, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, региональных нормативов качества, значение которых выражается в допустимом приращении к фактическому значению показателя, - категория водного объекта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»