Не вступил в силу

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 марта 2025 года № 44

Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на земельных участках, предоставленных Федеральной службе охраны Российской Федерации и подведомственным ей организациям, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон



В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1, абзацем вторым пункта 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на земельных участках, предоставленных Федеральной службе охраны Российской Федерации и подведомственным ей организациям, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Директор

Федеральной службы охраны

Российской Федерации

генерал армии

Д.В.Кочнев

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 мая 2025 года,

регистрационный № 82174

УТВЕРЖДЕН

приказом ФСО России

от 27 марта 2025 года № 44

Порядок организации и осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на земельных участках, предоставленных Федеральной службе охраны Российской Федерации и подведомственным ей организациям, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон



I. Общие положения

     

1. Федеральный государственный земельный контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на земельных участках, предоставленных Федеральной службе охраны Российской Федерации и подведомственным ей организациям, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон (далее - государственный земельный надзор), осуществляет Инспекция технического, энергетического, метрологического надзора и охраны труда Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - надзорный орган).

2. Предметом государственного земельного надзора является соблюдение структурными подразделениями ФСО России, Академией ФСО России, подразделениями, входящими в их состав, организациями, подведомственными ФСО России, а также иными правообладателями земельных участков, предоставленных ФСО России, в том числе расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и в границах их охранных зон (далее - контролируемые лица), владеющими и (или) пользующимися объектами земельных отношений (землей, земельными участками или частями земельных участков), предоставленных ФСО России и подведомственным ей организациям, а также объектами земельных отношений иных правообладателей, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и в границах их охранных зон (далее - объекты надзора), следующих обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

________________

Подпункт "а" пункта 9 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 .№ 1081 (далее - Положение).

б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель;

________________

Подпункт "б" пункта 9 Положения.

в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов;

________________

Подпункт "в" пункта 9 Положения.

г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

________________

Подпункт "г" пункта 9 Положения.

3. При осуществлении государственного земельного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

4. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя надзорного органа (его заместителя) на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска (приложение к настоящему Порядку).

5. Учет объектов надзора осуществляется:

а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

б) при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора, представляемых надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также общедоступной информации.

II. Участники отношений государственного земельного надзора

     

6. Участники отношений государственного земельного надзора:

а) должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - инспекторы);

б) контролируемые лица или их представители;

в) иные участники государственного земельного надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).

7. Инспекторы:

а) руководитель надзорного органа;

б) заместитель руководителя надзорного органа;

в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) уполномочены на осуществление государственного земельного надзора.

8. Инспектор обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - обязательные требования), принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;

в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного земельного надзора;

д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу;

з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

и) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

9. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора;

б) знакомиться с документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос контролируемых лиц, ограничения доступа к объектам надзора, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

ж) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора).

10. Инспектор не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям надзорного органа;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»