ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 марта 2025 года № 41
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзацем четвертым пункта 1 части первой и частью пятой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации",
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
генерал армии
Д.В.Кочнев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 мая 2025 года,
регистрационный № 82173
приказом ФСО России
от 27 марта 2025 года № 41
Порядок организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации
1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - государственный геологический надзор), осуществляет Инспекция технического, энергетического, метрологического надзора и охраны труда Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - надзорный орган).
2. Предметом государственного геологического надзора в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение структурными подразделениями ФСО России, Академией ФСО России, подразделениями, входящими в их состав, организациями, подведомственными ФСО России, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, осуществляющими деятельность на объектах, подведомственных ФСО России, результаты деятельности, действия (бездействие) которых подлежат государственному геологическому надзору (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
3. Государственный геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами следующих обязательных требований:
а) наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23_2 и 23_6 Закона "О недрах";
б) соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23_2 и 23_6 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
в) ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;
г) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
д) достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
е) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;
ж) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
з) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
и) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
к) сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
л) предотвращение самовольного пользования недрами;
м) предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
н) достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
о) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
п) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
р) ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного геологического надзора, относятся:
а) проектная документация, предусмотренная статьей 23_2 Закона "О недрах";
б) проектная документация, предусмотренная статьей 23_6 Закона "О недрах";
в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";
е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23_2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
5. Объекты государственного геологического надзора - деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - объекты надзора).
________________
Пункт 6 Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1095 (далее - Положение).
6. При осуществлении государственного геологического надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.
8. Учет объектов надзора осуществляется:
а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
б) при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора, представляемых надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе сведений, содержащихся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
9. Участники отношений государственного геологического надзора:
а) должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного геологического надзора (далее - инспекторы);
б) контролируемые лица или их представители;
в) иные участники государственного геологического надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).
10. Инспекторы:
а) руководитель надзорного органа;
б) заместитель руководителя надзорного органа;
в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами, должностными инструкциями уполномочены на осуществление государственного геологического надзора.
11. Инспектор обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (далее - обязательные требования), принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;
в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного геологического надзора;
д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу;
з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
12. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора;
б) знакомиться с документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну;
в) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;