Не вступил в силу

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 марта 2025 года № 41

Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации



В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзацем четвертым пункта 1 части первой и частью пятой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

Директор

Федеральной службы охраны

Российской Федерации

генерал армии

Д.В.Кочнев

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 мая 2025 года,

регистрационный № 82173

УТВЕРЖДЕН

приказом ФСО России

от 27 марта 2025 года № 41

Порядок организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации



I. Общие положения

     

1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - государственный геологический надзор), осуществляет Инспекция технического, энергетического, метрологического надзора и охраны труда Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - надзорный орган).

2. Предметом государственного геологического надзора в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение структурными подразделениями ФСО России, Академией ФСО России, подразделениями, входящими в их состав, организациями, подведомственными ФСО России, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, осуществляющими деятельность на объектах, подведомственных ФСО России, результаты деятельности, действия (бездействие) которых подлежат государственному геологическому надзору (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

3. Государственный геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами следующих обязательных требований:

а) наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23_2 и 23_6 Закона "О недрах";

б) соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23_2 и 23_6 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

в) ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;

г) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;

д) достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

е) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;

ж) своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

з) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;

и) сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;

к) сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;

л) предотвращение самовольного пользования недрами;

м) предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

н) достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

о) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

п) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

р) ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного геологического надзора, относятся:

а) проектная документация, предусмотренная статьей 23_2 Закона "О недрах";

б) проектная документация, предусмотренная статьей 23_6 Закона "О недрах";

в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";

г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";

д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";

е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23_2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Объекты государственного геологического надзора - деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр на объектах, подведомственных Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее - объекты надзора).

________________

Пункт 6 Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1095 (далее - Положение).

6. При осуществлении государственного геологического надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

7. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.

8. Учет объектов надзора осуществляется:

а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

б) при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора, представляемых надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе сведений, содержащихся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

II. Участники отношений государственного геологического надзора

     

9. Участники отношений государственного геологического надзора:

а) должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного геологического надзора (далее - инспекторы);

б) контролируемые лица или их представители;

в) иные участники государственного геологического надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).

10. Инспекторы:

а) руководитель надзорного органа;

б) заместитель руководителя надзорного органа;

в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами, должностными инструкциями уполномочены на осуществление государственного геологического надзора.

11. Инспектор обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (далее - обязательные требования), принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;

в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного геологического надзора;

д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу;

з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

и) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

12. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора;

б) знакомиться с документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»