Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 72044-2025

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Методика расчетов участков переменной жесткости

Railway track structures. The method of calculating sections of variable stiffness



ОКС 45.080

Дата введения 2025-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта" [ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 мая 2025 г. № 381-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан для обеспечения соблюдения требований [1].

Целью разработки настоящего стандарта является установление требований к расчету участков переменной жесткости железнодорожного пути.

Стандарт учитывает отечественный и зарубежный опыт расчета участков переменной жесткости железнодорожного пути.

В разработке стандарта принимали участие д.т.н. доцент Е.С.Ашпиз (научный руководитель работы), к.т.н. доцент А.В.Замуховский, к.т.н. А.В.Гречаник, зав. лаб. А.П.Шмаков.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методику расчетов участков переменной жесткости железнодорожного пути, в том числе высокоскоростного железнодорожного пути.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 34530 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 34759-2021 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34530, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подрессоренная масса экипажа: Суммарная масса кузова и других элементов подвижного состава, находящихся над рессорным подвешиванием, приведенная к одному колесу.

3.2 неподрессоренная масса экипажа: Суммарная масса элементов экипажной части подвижного состава, находящихся ниже рессорного подвешивания, приведенная к одному колесу.

3.3 приращение силового уклона: Разница силового уклона на единице длины.

3.4 рельсовое основание: Элементы верхнего и нижнего строения пути, воспринимающие и распределяющие статические и динамические нагрузки от колес железнодорожного подвижного состава.

3.5 силовой уклон по головке рельса: Уклон продольного профиля рельса, полученный как разница упругих осадок рельса под расчетной нагрузкой от подвижного состава в заданных сечениях, отнесенная к расстоянию между этими сечениями.

3.6 участок переменной жесткости; УПЖ: Специальная конструкция в зоне сопряжения участков железнодорожного пути с различной жесткостью, обеспечивающая постепенное изменение жесткости от одной конструкции к другой, для снижения интенсивности накопления остаточных деформаций рельсового основания.

Примечание - Зона сопряжения участков железнодорожного пути с различной жесткостью: путь на земляном полотне - путь на искусственном сооружении или путь на балласте - безбалластный путь.

3.7 экипажная часть; экипаж: Ходовая часть подвижного состава железных дорог.

     4 Общие положения

4.1 При проходе подвижного состава по участку с перепадом жесткости рельсового основания от одной опоры к другой происходит возбуждение колебаний в вертикальной плоскости сначала неподрессоренной массы экипажа, а затем подрессоренной массы экипажа, вследствие чего возникают дополнительные силы инерции, действующие от подвижного состава на путь и отсутствующие на равножестком пути.

Участки сопряжения различных конструкций верхнего строения пути (путь на балласте - безбалластный путь) и/или нижнего строения пути (путь на земляном полотне - путь на искусственном сооружении) фиксированы, поэтому возбуждение колебаний элементов подвижного состава происходит в одном и том же сечении, что вызывает в этом месте остаточные деформации в балласте и грунтах земляного полотна, приводя к необходимости их устранения при текущем содержании пути.

4.2 Для снижения возникающих дополнительных сил инерции при прохождении подвижным составом сечения резкого изменения жесткости пути необходимо выполнить постепенное изменение жесткости пути от одной конструкции пути к другой за счет укладки УПЖ.

Плавность изменения параметров жесткости рельсового основания достигается при выполнении следующих критериев:

- силовой уклон по головке рельса соответствует условию

‰ ,                                                       (1)

где - допускаемое значение силового уклона по головке рельса;

- приращение силового уклона соответствует условию

‰ ,                                                 (2)

где - допускаемое значение приращения силового уклона.

Изменение силового уклона на длине УПЖ должно изменяться линейно;

- разность сил, действующих от рельса на смежные рельсовые опоры , соответствует условию

кH,                                                       (3)

где - допускаемая разность сил, действующих от рельса на смежные рельсовые опоры.

Изменение параметров, определяемых условиями (1)-(3) принимают по линейному закону.

Длина УПЖ , м, должна быть не менее

,                                                        (4)

где - частота собственных колебаний кузова подвижного состава, с;

V - скорость движения, м/с.

     5 Методика расчета участков переменной жесткости

5.1 Исходные данные

Для расчета параметров, входящих в условия (1)-(4), необходимы следующие исходные данные:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs