ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 марта 2025 года № 42
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 3 части 1, частью 3_1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации",
приказываю:
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
генерал армии
Д.В.Кочнев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 мая 2025 года,
регистрационный № 82147
приказом ФСО России
от 27 марта 2025 года № 42
Порядок организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах таких особо охраняемых природных территорий и в границах их охранных зон
1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, и в границах их охранных зон, в том числе на земельных участках иных правообладателей, расположенных в границах таких особо охраняемых природных территорий и в границах их охранных зон (далее - государственный лесной надзор), осуществляет Инспекция технического, энергетического, метрологического надзора и охраны труда Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - надзорный орган).
2. Предметом государственного лесного надзора является соблюдение структурными подразделениями ФСО России, подразделениями, входящими в их состав, организациями, подведомственными ФСО России, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также иными правообладателями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и в границах их охранных зон, результаты деятельности, действия (бездействие) которых подлежат государственному лесному надзору (далее - контролируемые лица), требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
_______________
Пункт 2 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1098 (далее - Положение).
3. Объекты государственного лесного надзора (далее - объекты надзора):
а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства:
использование лесов;
охрана лесов;
защита лесов;
воспроизводство лесов и лесоразведение;
б) производственные объекты:
лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;
средства предупреждения и тушения лесных пожаров;
другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.
4. При осуществлении государственного лесного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением руководителя надзорного органа (его заместителя) на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.
6. Учет объектов надзора осуществляется при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора, представляемых надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе содержащейся в государственном лесном реестре.
7. Участники отношений государственного лесного надзора:
а) должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление государственного лесного надзора (далее - инспекторы);
б) должностные лица структурных подразделений ФСО России, подразделений, входящих в их состав, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, и их охранных зон (далее - подразделения);
в) контролируемые лица или их представители;
г) иные участники государственного лесного надзора (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).
8. Инспекторы:
а) руководитель надзорного органа;
б) заместитель руководителя надзорного органа;
в) должностные лица надзорного органа, которые в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) уполномочены на осуществление государственного лесного надзора.
9. Инспектор обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений надзорного органа;
в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного лесного надзора;
д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного причинения вреда (ущерба) их имуществу;
з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
к) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и решения надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора;
б) знакомиться с документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну;
в) требовать от контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос контролируемых лиц, ограничения доступа к объектам надзора, воспрепятствования иным мерам по .осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
ж) приостанавливать в целях пресечения нарушения обязательных требований рубки лесных насаждений, осуществляемые контролируемыми лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;
з) осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
и) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
к) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
л) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ограничивать и предотвращать доступ контролируемых лиц, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
м) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере государственного лесного надзора.
11. Инспектор не вправе:
а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям надзорного органа;
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением надзорного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
г) требовать представления документов, информации, проб (образцов) материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного лесного надзора и составляющие государственную, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) превышать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
з) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законодательством Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
12. Должностные лица подразделений имеют право:
а) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые контролируемыми лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;
б) осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;