ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2025 года № 565
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст.340; 2022, № 1, ст.150; № 37, ст.6370).
2. Признать утратившими силу подпункты "ж" и "к" - "м" пункта 1 и подпункт "е" пункта 4 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. № 1579 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2442" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 37, ст.6370).
3. Министерству транспорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
1. В разделе 1:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование и развитие влияет на создание условий для повышения качества жизни и здоровья граждан, экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления безопасности и обороноспособности страны, реализации ее транспортного потенциала через опережающее развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат, использование географических особенностей Российской Федерации в качестве ее конкурентного преимущества.";
б) абзацы шестой - девятый изложить в следующей редакции:
"В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,9 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливных грузов - 416,2 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухих грузов - 404,7 млн. тонн (107,6 процента к уровню 2019 года).
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации составил 7,1 млрд. тонн (103,2 процента к уровню 2020 года), грузооборот - 3059,8 млрд. т-км (104,4 процента к уровню 2020 года).
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился на 44,7 процента от уровня 2019 года (2019 год - 579,8 млрд. пасс.-км) и составил 320,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.
В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 449 млрд. пасс.-км (140 процентов к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента к уровню 2020 года).";
в) после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:
"Успешно преодолев последствия пандемии COVID-19, в 2022 году транспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с новыми вызовами, причиной которых стали изменившаяся геополитическая обстановка и введенные санкционные ограничения со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Введенные ограничения на торговлю с Российской Федерацией, а также запреты для российских перевозчиков привели к существенному изменению географии и объемов спроса на перевозки, необходимость удовлетворения которых является первоочередной задачей транспортного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
Несмотря на существенное влияние внешних факторов, по итогам 2023 года транспортный комплекс Российской Федерации продемонстрировал стабильный рост основных показателей работы, а по некоторым из них - превышение уровней, которые были достигнуты до пандемии COVID-19 и введения санкций.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации по итогам 2023 года составил 8 млрд. тонн и превысил соответствующий показатель 2019 года на 10,1 процента. Грузооборот по итогам 2023 года составил 3127,9 млрд. т-км, что на 4,5 процента выше уровня 2019 года.
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации в 2023 году продолжает доминировать автомобильный транспорт, обеспечивающий более 80 процентов объема грузоперевозок. Вместе с тем основной объем грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, доля которого составляет 84,3 процента.
В 2023 году продолжился рост объемов экспортных перевозок грузов, прежде всего в направлении портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов. Объем перевалки грузов в морских портах в 2023 году достиг 883,8 млн. тонн, что на 5,2 процента превысило уровень 2019 года.
Объем пассажирских перевозок, оказавшийся наиболее зависимым от пандемийных и санкционных ограничений, в 2023 году составил 10,3 млрд. пассажиров (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена), что на 14 процентов ниже уровня 2019 года. Несмотря на снятие пандемийных ограничений, новые ограничения, введенные в 2022 году, не позволили в полном объеме восстановить объемы пассажирских перевозок, в первую очередь в международном сообщении. Вместе с тем транспортный комплекс Российской Федерации демонстрирует стабильный рост пассажирских перевозок - относительно уровня 2022 года объем перевозок в 2023 году вырос на 6,1 процента, а пассажирооборот - на 11,8 процента за счет развития внутренних перевозок, в том числе туристских.
В 2023 году существенный рост пассажирооборота демонстрируют железнодорожный (11,3 процента к уровню 2022 года), внутренний водный (16,7 процента к уровню 2022 года) и воздушный (16,1 процента к уровню 2022 года) виды транспорта.";
г) абзац десятый изложить в следующей редакции:
"В результате введенных санкционных ограничений экспорт услуг транспортного комплекса Российской Федерации снизился и в 2023 году составил 12,8 млрд. долларов США, что более чем на 27,9 процента ниже уровня 2019 года.";
д) в абзаце тринадцатом слова "государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2020 году" заменить словами "государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) в 2020 году";
е) после абзаца тринадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"В 2021-2023 годах объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса Российской Федерации демонстрировал стабильный рост и по итогам 2023 года достиг 5116,4 млрд. рублей (3 процента валового внутреннего продукта и 15 процентов общего объема инвестиций в экономику), в том числе 2721,4 млрд. рублей за счет внебюджетных источников и 664,7 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В указанный период наблюдался рост инвестиций за счет всех источников, в том числе за счет средств федерального бюджета. Объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы составил 565 млрд. рублей (85 процентов общего объема инвестиций в транспортный комплекс Российской Федерации за счет средств федерального бюджета).";
ж) абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,7 процента к уровню 2019 года). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила 64,9 тыс. рублей (103,5 процента к уровню 2019 года).";
з) после абзаца четырнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"В условиях санкционного давления была продолжена реализация мер поддержки системообразующих организаций транспортной отрасли. Среднесписочная численность работников организаций транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году составила 2,6 млн. человек. Производительность труда работников транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году выросла на 6,1 процента относительно уровня 2022 года, а рост реальной заработной платы за аналогичный период составил 14 процентов.";
и) в абзаце пятнадцатом слова "за 2020-2021 годы" исключить;
к) после абзаца семнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"Существующий уровень доступности транспортных услуг и развития транспортной инфраструктуры недостаточен и приводит к низкому показателю мобильности населения, в 2-2,5 раза ниже уровня развитых стран.
Сохраняются ограничения транспортной доступности удаленных территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Круглогодичная транспортная доступность является необходимым условием для роста социально-экономического развития удаленных территорий, повышения удовлетворенности граждан уровнем жизни и повышения их мобильности.
Существующая провозная и пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не в полной мере удовлетворяет спрос на перевозки грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития экспортно ориентированных регионов и ограничивает экспортный потенциал Российской Федерации на зарубежных рынках. Недостаточной пропускной и провозной способностью обладают ближние и дальние железнодорожные подходы к портам Северо-Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.";
л) абзац восемнадцатый признать утратившим силу;
м) абзац девятнадцатый после слов "из-за низкой" дополнить словом "транспортной";
н) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
"Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта. Внедрение интеллектуальных транспортных систем и технологий автономного движения транспорта находится на низком уровне.";
о) абзац двадцать второй дополнить словами ", недостаточном уровне развития дальних и ближних железнодорожных и автомобильных подходов к морским и речным портам";
п) после абзаца двадцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"Начиная с 2022 года на фоне интенсивного роста количества средств индивидуальной мобильности (предоставляемых по договору проката и находящихся в собственности граждан) растет количество дорожно-транспортных происшествий с участием таких средств передвижения. По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2023 год зарегистрировано 3100 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (229,4 процента к уровню 2022 года), в результате которых погибли 43 человека (126,3 процента к уровню 2022 года), в том числе 7 несовершеннолетних. Ранения получили 3177 человек (225,5 процента к уровню 2022 года), в том числе 1041 несовершеннолетний. Данная проблема требует безотлагательного решения, в том числе посредством создания и развития инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, дальнейшего совершенствования правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности.";
р) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"Высокий уровень негативного воздействия транспорта на экологию и здоровье населения сохраняется. Среди отраслей транспортного комплекса Российской Федерации лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками в 2022 году составила 22 процента, а в шумовом воздействии на население городов достигает 95 процентов.";
с) абзац двадцать шестой дополнить предложениями следующего содержания: "Увеличение объема грузовых перевозок в среднесрочной перспективе будет характеризоваться ростом уровня контейнеризации, который в настоящее время является невысоким относительно общего объема грузовых перевозок (около 3 процентов), что является следствием исторически сложившейся структуры производства и погрузки в Российской Федерации, тяготеющей к сырьевым грузам. Вместе с тем ожидающийся рост спроса на перевозки со стороны несырьевых секторов экономики и повышение глубины переработки отдельных видов сырьевых грузов могут привести к повышению уровня контейнеризации грузовых перевозок в 1,5 - 2 раза.";
т) после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"К числу проблем, сдерживающих повышение эффективности работы транспортного комплекса Российской Федерации, относятся:
бумажный документооборот, отсутствие единых классификаторов, содержащих полную номенклатуру грузов, транспортных упаковок, отсутствие единых стандартов и форматов обмена данными в электронном виде на всех видах транспорта;
отсутствие единой верифицированной базы данных цифровых профилей перевозчиков;
отсутствие эффективной системы прослеживаемости движения грузов на протяжении всей цепочки поставок.
Дополнительными факторами, стимулирующими развитие спроса на перевозки в среднесрочной перспективе, могут стать дальнейшее развитие электронной коммерции и сокращение логистических издержек за счет внедрения новых цифровых и технологических решений.
В части пассажирского транспорта к основным проблемам в сфере цифровизации можно отнести:
отсутствие интеграции документов транспортного планирования и документов территориального планирования, отсутствие критериев определения потребности в технике и, как следствие, невозможность формирования в среднесрочной перспективе консолидированного заказа, который позволил бы планировать равномерную загрузку производственных мощностей отечественных производителей транспортных средств и комплектующих;
отсутствие достоверных первичных данных по пассажирским перевозкам, включая данные по маршрутам, расписаниям, тарифам в цифровом виде;
отсутствие государственных механизмов цифрового подтверждения права на льготу и субсидию для различных категорий получателей мер социальной поддержки (защиты).
Существенной проблемой является отсутствие информационных систем и сервисов, позволяющих собирать, хранить и обрабатывать большие данные о состоянии транспортных средств, инфраструктуры, маршрутной сети, планировать своевременное выполнение мероприятий для обновления парка транспортных средств и развития инфраструктуры. Отсутствие подобных цифровых решений осложняет внедрение современных (ориентированных на пассажира) принципов развития транспортного комплекса Российской Федерации и передовых методик обеспечения совместимости различных видов транспорта с целью развития мультимодальности.";
у) абзац двадцать восьмой дополнить предложениями следующего содержания: "Введенные ограничения еще больше сократили возможности российских перевозчиков по обновлению и обслуживанию парка техники зарубежного производства, что приводит к росту затрат, повышению среднего возраста эксплуатируемых воздушных и морских судов. Вместе с тем российские производители в недостаточной мере обеспечивают необходимые объемы импортозамещения.";
ф) абзац тридцатый изложить в следующей редакции:
"Рост объемов грузовых перевозок в среднесрочной перспективе до 2030 года будет определяться прогнозируемым увеличением объема внешнеторговых грузовых перевозок вследствие развития торговых отношений с дружественными странами, в первую очередь с Китайской Народной Республикой, Республикой Индией, другими странами Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Переориентация экспортных грузопотоков в данные страны приведет к переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на морской и, соответственно, к дальнейшему росту объема перевалки грузов в морских портах.";
х) абзацы тридцатый первый, тридцать третий - тридцать пятый признать утратившими силу;
ц) в абзаце тридцать шестом слова "и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан" заменить словами ", конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг, а также возможностей транспортного комплекса Российской Федерации по адаптации к имеющимся ограничениям, связанным с внешними факторами";
ч) после абзаца тридцать шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"Развитие крупных городских агломераций приведет к росту объемов перевозок и пассажирооборота городского и пригородного транспорта. В данном виде перевозок ожидается увеличение доли рельсового транспорта (метрополитен, внутригородской и пригородный железнодорожный транспорт), а также доли такси и каршеринга. Ожидается активное развитие использования средств индивидуальной мобильности.