ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2025 года № 537
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Положения подпункта "м" пункта 104 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", абзаца тринадцатого пункта 75 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", и подпункта "н" пункта 2 и пункта 2_1 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения", в редакции настоящего постановления применяются к концессионным соглашениям, объектами которых являются соответственно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и которые были заключены до дня вступления в силу настоящего постановления, в случае проведения технического обследования указанных объектов и систем, являющихся объектами концессионных соглашений, и (или) предоставленного концедентами во владение и в пользование концессионеров имущества, принадлежащего концедентам на праве собственности, образующего единое целое с объектами концессионных соглашений и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионерами деятельности, предусмотренной концессионными соглашениями, в течение 5 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Федеральной антимонопольной службе в 6-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с абзацами пятым - четырнадцатым подпункта "а" и абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
подпункт "о" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 г. № 44 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 5, ст.777);
подпункт "в" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2023 г. № 1969 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 49, ст.8740).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 44, ст.6022; 2014, № 23, ст.2996; 2016, № 45, ст.6263; 2018, № 42, ст.6472; 2022, № 3, ст.576; № 23, ст.3816; 2023, № 14, ст.2453; 2024, № 52, ст.8349):
а) в Основах ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных указанным постановлением:
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"заключение концессионного соглашения в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях".";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Пересмотр долгосрочных параметров регулирования по основанию, предусмотренному подпунктом "м" пункта 104 Правил регулирования цен (тарифов), допускается не ранее чем по истечении первых 24 календарных месяцев срока действия концессионного соглашения, а по основанию, предусмотренному подпунктом "о" пункта 104 Правил регулирования цен (тарифов), - не чаще одного раза в течение 12 календарных месяцев.";
перед подразделом "Метод обеспечения доходности инвестированного капитала" дополнить пунктом 52_3 следующего содержания:
"52_3. В случае если фактические расходы регулируемой организации, владеющей на основании концессионного соглашения объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на обслуживание заемных средств по договорам займа (кредитным договорам) в части расходов на уплату процентов за пользование займом (кредитом) в связи со снижением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации уменьшились по сравнению с такими расходами, учтенными в величине нормативной прибыли, рассчитанной исходя из значения нормативного уровня прибыли, предусмотренного концессионным соглашением, то при корректировке необходимой валовой выручки расходы на обслуживание заемных средств по договорам займа (кредитным договорам) в части расходов на уплату процентов за пользование займом (кредитом) в соответствующих расчетных периодах регулирования учитываются в размере фактических расходов, не превышающих величину, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день возникновения соответствующих расходов, увеличенной на 4 процентных пункта.";
б) в Правилах регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных указанным постановлением:
пункт 99 дополнить подпунктами "д" - "з" следующего содержания:
"д) копия акта о проведении технического обследования объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) предоставленного концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), - при наличии основания, предусмотренного подпунктом "м" пункта 104 настоящих Правил;
е) информация о сметной стоимости мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества - при наличии основания, предусмотренного подпунктом "н" пункта 104 настоящих Правил. Информация о сметной стоимости указанных мероприятий подтверждается копией положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, и копией положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным), или копией выданного уполномоченной организацией положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательным);
ж) обоснование необходимости изменения долгосрочных параметров регулирования в части установленных в качестве условий концессионного соглашения плановых значений показателей энергосбережения и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества с приложением расчетов измененных плановых значений таких показателей, подтверждающих наличие указанных в пункте 104 настоящих Правил оснований, и обоснования срока, на который изменяются плановые значения таких показателей, в том числе с учетом срока выполнения мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
з) копия вступившего в законную силу решения суда - при наличии основания, предусмотренного подпунктом "п" пункта 104 настоящих Правил.";
в пункте 104:
подпункт "б" после слов "налоговой нагрузки," дополнить словами "расходов концессионера в связи с изменением величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации более чем на величину индекса потребительских цен (в среднем за год), определенного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант),";
подпункт "л" изложить в следующей редакции:
"л) утверждение уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации комплексного плана модернизации коммунальной инфраструктуры, сформированного в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий", - в случае включения в указанный комплексный план мероприятий по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;";
дополнить подпунктами "м" - "п" следующего содержания:
"м) выявление по результатам технического обследования объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (за исключением концессионного соглашения, заключенного в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях") несоответствия (ухудшения) значений показателей надежности и энергетической эффективности, иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей таких объектов и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества значениям соответствующих показателей, которым в соответствии с условиями концессионного соглашения должны соответствовать такие объекты и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество на день заключения концессионного соглашения или на день передачи таких объектов и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (за исключением случаев, когда указанное несоответствие (ухудшение) произошло по вине концессионера после дня передачи объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества), проведенного до 1 января 2031 г., а в случае, если концессионное соглашение заключено после 1 января 2026 г., - проведенного в первые 5 лет со дня заключения концессионного соглашения;
н) определение сметной стоимости мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в размере, превышающем размер сметной стоимости (стоимости) таких мероприятий, предусмотренный концессионным соглашением на соответствующий год действия концессионного соглашения, что подтверждено документами, указанными в подпункте "е" пункта 99 настоящих Правил;
о) увеличение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 2 и более процентных пункта по сравнению со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на день заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, или день внесения изменений в такое концессионное соглашение (в случае если указанное внесение изменений было связано с изменением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации);
п) вступление в законную силу решения суда, для исполнения которого концессионеру необходимо выполнить мероприятия в отношении объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, не относящиеся к основным мероприятиям, определенным в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и подлежащим выполнению концессионером в соответствии с условиями такого концессионного соглашения, либо выполнить мероприятия, относящиеся к указанным основным мероприятиям, в сроки, отличающиеся от установленных условиями такого концессионного соглашения.".
2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 20, ст.2500; 2014, № 23, ст.2996; № 50, ст.7080; 2015, № 8, ст.1167; 2016, № 45, ст.6263; 2017, № 6, ст.925; 2018, № 42, ст.6472; 2019, № 28, ст.3779; 2021, № 49, ст.8213; 2022, № 5, ст.777; № 23, ст.3816; № 42, ст.7182; 2023, № 14, ст.2453; № 49; ст.8740, 8758; 2024, № 52, ст.8349):
а) в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным постановлением:
пункт 33 дополнить абзацами следующего содержания:
"заключение концессионного соглашения в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Пересмотр долгосрочных параметров регулирования тарифов при наличии основания, указанного в абзаце тринадцатом пункта 75 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, допускается не ранее чем по истечении первых 24 календарных месяцев срока действия концессионного соглашения, а при наличии основания, указанного в абзаце пятнадцатом пункта 75 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, - не чаще одного раза в течение 12 календарных месяцев.";
абзац первый пункта 67 признать утратившим силу;
пункт 68 изложить в следующей редакции:
"68. Расходы, экономия которых достигнута регулируемой организацией в результате их снижения в истекшем долгосрочном периоде регулирования, в том числе в связи с сокращением потерь воды при транспортировке, в сумме такой экономии (далее - сумма операционной экономии) не исключаются из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации при соблюдении следующих условий:
величина фактических операционных расходов регулируемой организации и (или) фактических расходов регулируемой организации на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды сложилась ниже величины таких расходов, которые были учтены органом регулирования тарифов в составе необходимой валовой выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым тарифам при установлении (корректировке) тарифов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования;
регулируемой организацией достигнуты плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренные производственной программой регулируемой организации, в полном объеме;
не менее 50 процентов разницы между учтенными при установлении тарифов и фактическими операционными расходами регулируемой организации направлено на финансирование ремонтных расходов, расходов на реализацию энергосервисного договора (контракта), мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, расходов на возврат займов и кредитов, на уплату процентов за пользование займами и кредитами, привлекаемыми на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации и (или) покрытие ремонтных расходов;
снижение величины фактических операционных расходов регулируемой организации и (или) фактических расходов регулируемой организации на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды достигнуто в результате выполнения мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации и (или) программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации (в том числе в результате реализации энергосервисного договора (контракта), эксплуатации цифровой инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения), проведения закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) в результате реализации мероприятия производственной программы регулируемой организацией самостоятельно (с подтверждением произведенных расходов в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 67 настоящего документа), мероприятий по оптимизации административных расходов;
мероприятия, предусмотренные утвержденной производственной программой регулируемой организации, выполнены в полном объеме.
Регулируемая организация в течение текущего долгосрочного периода регулирования ежегодно представляет в органы регулирования тарифов информацию о размере суммы операционной экономии для отражения указанной информации в экспертном заключении органа регулирования тарифов.
В случае несоблюдения условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта, сумма операционной экономии исключается из необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении (корректировке) тарифов на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования, следующего за истекшим долгосрочным периодом регулирования.";
пункт 80 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае если фактические расходы регулируемой организации, владеющей на основании концессионного соглашения централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на обслуживание заемных средств по договорам займа (кредитным договорам) в части расходов на уплату процентов за пользование займом (кредитом) в связи со снижением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации уменьшились по сравнению с такими расходами, учтенными в величине нормативной прибыли, рассчитанной исходя из значения нормативного уровня прибыли, предусмотренного концессионным соглашением, то при корректировке необходимой валовой выручки расходы на обслуживание заемных средств по договорам займа (кредитным договорам) в части расходов на уплату процентов за пользование займом (кредитом) в соответствующих расчетных периодах регулирования учитываются в размере фактических расходов, не превышающих величину, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день возникновения соответствующих расходов, увеличенной в 1,5 раза, но не менее чем на 4 процентных пункта.";
б) в Правилах регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным постановлением:
подпункт "н" пункта 17 изложить в следующей редакции:
"н) документы и материалы, обосновывающие возникновение экономии расходов регулируемой организации, достигнутой в результате снижения расходов в истекшем долгосрочном периоде регулирования (с разбивкой по годам), и расчет суммы такой экономии расходов регулируемой организации, а также документы и материалы, подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных производственной программой регулируемой организации и инвестиционной программой регулируемой организации (при их наличии);";
пункт 70 дополнить подпунктами "д" - "з" следующего содержания:
"д) копия акта о проведении технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) предоставленного концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), - при наличии основания, предусмотренного абзацем тринадцатым пункта 75 настоящих Правил;