Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 апреля 2025 года № БС-2-21/5611@
[О налогообложении земельного участка в связи с признанием судом сделки с ним недействительной и возврата уплаченного земельного налога]
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу, касающемуся налогообложения земельного участка в связи с признанием судом сделки с ним недействительной и возврата уплаченного земельного налога (далее - налог), и сообщает.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в настоящее время - органы Росреестра), а также иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (абзац первый пункта 2 статьи 396 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (включая земельные участки), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16 Закона № 218-ФЗ).
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Письмом ФНС России от 01.02.2022 № БС-4-21/1097@ до налоговых органов доведены судебные акты по вопросам налогообложения находящегося в собственности физического лица недвижимого имущества в случае признания сделки с таким имуществом недействительной (постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2021 № Ф05-11432/2021 по делу № А40-99888/2020 и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2021 № 305-ЭС21-23890 по тому же делу).
При этом обращено внимание на следующие выводы, содержащиеся в вышеперечисленных судебных актах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы Росреестра обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы.
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, возникает (изменяется, прекращается) с момента такой государственной регистрации (за исключением случаев возникновения (изменения, прекращения) права в силу закона).
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Кодекса предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение такой обязанности.
В отличие от гражданского законодательства, законодательство о налогах и сборах не содержит специальных положений, регулирующих порядок налогообложения земельных участков в случае признания сделки недействительной. При этом сам факт признания сделки недействительной с таким объектом налогообложения не является достаточным основанием для внесения изменений в бухгалтерский и налоговый учет участников сделки, а также перерасчета налоговых обязательств физического лица.
Как отмечено в вышеуказанных судебных актах, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
Соответственно, если право на земельный участок было зарегистрировано за налогоплательщиком и указанное имущество им фактически использовалось, то признание сделки, на основании которой произведена регистрация права, недействительной не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога (перерасчета налога) за период со дня государственной регистрации права на недвижимость.
Решением городского суда области от 20.10.2020 признано отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50...146. В решении суда указывается на то, что поскольку образование и осуществление государственного кадастрового учета спорного земельного участка произошло на основании недействительных документов, следовательно, сведения о земельном участке с кадастровым номером 50...146 в ЕГРН также являются недействительными и подлежат исключению из ЕГРН.
По информации УФНС России по Московской области (письмо от 04.04.2025) в сведениях, поступивших из органа Росреестра (выписка из ЕГРН от 01.04.2025, письмо Управления Росреестра по Московской области от 02.04.2025), содержится информация о том, что вы являлись правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50...146 с 17.06.2005 по 30.11.2023. Управлением Росреестра по Московской области 30.11.2023 было принято решение о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права на объект недвижимости с кадастровым номером 50...146. Налоговым органом 28.11.2024 был произведен перерасчет налога за 2021-2023 гг. Указанные вами основания для перерасчета и возврата уплаченного налога за налоговые периоды 2005-2020 гг. у налогового органа отсутствуют.
В рамках рассмотрения обращения вам в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлен ответ письмом УФНС России по Московской области от 04.04.2025, в том числе об основаниях исчисления налога за вышеуказанный земельный участок.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
В случае несогласия с актом ненормативного характера, действием (бездействием) налогового органа заинтересованное лицо имеет право обжаловать такие акты, действия или бездействие в соответствии со статьями 137 и 140.1 Кодекса.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л.Бондарчук
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка