ГОСТ Р 71996-2025
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Беспилотные авиационные системы
ОЦЕНКА РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ
Общие требования к проведению
Unmanned aircraft systems. Special category UAS operational risk assessment. General requirements
ОКС 49.020
Дата введения 2025-04-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования "Научно-образовательный центр МГТУ им.Н.Э.Баумана" (АНО ДО "НОЦ МГТУ им.Н.Э.Баумана"), Автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр "АЭРОНЕТ" (АНО "ЦЕНТР "АЭРОНЕТ") и Федеральным автономным учреждением "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ФАУ "ЦАГИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 марта 2025 г. № 198-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Беспилотные авиационные системы (БАС) предназначены для решения задач, возлагаемых на беспилотные воздушные суда (БВС), включая коммерческие воздушные перевозки в гражданских целях. Оценка рисков конкретного полетного задания должна быть произведена до выполнения работ вне зависимости от максимальной взлетной массы беспилотного воздушного судна. Различные виды работ и условия применения беспилотной авиационной системы могут нести в себе различные риски причинения вреда третьим лицам (людям, не участвующим в эксплуатации рассматриваемой БАС) и объектам инфраструктуры, считающиеся критически важными.
Международными рекомендательными документами ИКАО [1]* и комитета JARUS [2] допускается практика возникновения аварийной ситуации, сопровождающейся, в том числе, разрушением БВС до невосстанавливаемого состояния при условии отсутствия нанесения повреждения третьим лицам и объектам инфраструктуры, что и определяет специальную категорию БАС (категория В по ГОСТ Р 59517). С экономической точки зрения для эксплуатанта БАС может оказаться более выгодной потеря одного или нескольких БВС по сравнению со стоимостью типовой сертификации каждого БВС.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Методика оценки рисков, установленная в настоящем стандарте, позволяет на этапе эксплуатации БАС специальной категории проверить выполнение требований к обеспечению безопасности полета БВС, входящего в состав указанной БАС, с точки зрения вероятности нанесения ущерба людям и инфраструктуре, находящимся в зоне полета, при возможном падении БВС на землю/поверхность, возникшем вследствие отказного состояния (отказа) БАС.
Предполагаемые пользователи настоящего стандарта:
- эксплуатанты БАС с целью обоснования безопасности выполнения полетного задания на заявляемом им маршруте полета БВС или с целью формирования наиболее безопасного для людей и инфраструктуры маршрута полета БВС;
- уполномоченные органы в области обеспечения безопасности полетов или лица, участвующие в оценке достаточности предъявляемой эксплуатантом доказательной документации по обеспечению безопасности выполнения полетного задания БВС.
Настоящий стандарт определяет общие требования к проведению оценки рисков, связанных с эксплуатацией беспилотных авиационных систем, относящихся к специальной категории по ГОСТ 59517*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 59517. - Примечание изготовителя базы данных.
Данные требования должны рассматриваться как общие для всех типов полетных заданий гражданских беспилотных воздушных судов и могут использоваться в качестве основы при формировании разработчиками или эксплуатантами беспилотных авиационных систем доказательной документации по обеспечению безопасности полетов беспилотных воздушных судов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 24728 Ветер. Пространственное и временное распределение характеристик
ГОСТ Р 27.102 Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения
ГОСТ Р 51897 (ISO Guide 73:2009) Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения
ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
ГОСТ Р 59517 Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация
ГОСТ Р 59751 Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности
ГОСТ Р ИСО 3534-1 Статистические методы. Словарь и условные обозначения. Часть 1. Общие статистические термины и термины, используемые в теории вероятностей
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 59517, ГОСТ Р 57258, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 58771, ГОСТ Р 59751, ГОСТ Р 27.102, ГОСТ Р ИСО 3534-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 уполномоченный орган: Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта.
Примечание - См. [3].
3.1.2 аварийная ситуация: Обстановка, возникшая в зоне нахождения беспилотного воздушного судна (БВС), связанная с отклонением характеристик и/или условий эксплуатации беспилотной авиационной системы (БАС) от установленных эксплуатационной документацией, влияющая на безопасность полета БВС или воздушного судна иного участника воздушного движения, в том числе с людьми на борту, а также на безопасность людей и инфраструктуры, находящихся на земле.
3.1.3 критически важный объект инфраструктуры: Объект, нарушение или прекращение работоспособности которого приводит к необратимым негативным изменениям в экономике административно-территориальной единицы или всей страны, а также к существенному ухудшению безопасности населения, проживающего на этой территории.
3.1.4 эксплуатант: Физическое или юридическое лицо, владеющее беспилотной авиационной системой на праве собственности или на ином законном основании, осуществляющее ее эксплуатацию и имеющее предусмотренную законодательством лицензию (свидетельство, сертификат) на осуществление указанной деятельности.
3.2 Сокращения и обозначения
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения и обозначения:
БАС - беспилотная авиационная система;
БВС - беспилотное воздушное судно;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO - International Civil Aviation Organization);
СВП - станция внешнего пилота;
BVLOS - за пределами прямой видимости (beyond visual line of sight);
EVLOS - в расширенных пределах прямой видимости (extended visual line of sight);
VLOS - в пределах прямой видимости (visual line of sight);
- максимальная критическая площадь области вероятных точек падения беспилотного воздушного судна, м
;
- ожидаемая частота столкновений беспилотного воздушного судна с людьми или постройками, в результате которого им наносится ущерб;
- ожидаемое количество столкновений беспилотного воздушного судна с людьми или постройками;
- допустимая частота возникновения отказов работы беспилотного воз душного судна за час полета, приводящих к падению судна на заданную территорию;
- максимальная плотность населения в рассматриваемом районе, чел./м
.
4.1 В качестве объектов, подвергаемых риску в связи с эксплуатацией БАС должны рассматриваться люди и инфраструктура, считающаяся критической, а также любые объекты, где могут находиться люди, располагающиеся в районе полетов БВС в составе БАС согласно руководству [1].
4.2 Исходными данными для проведения оценки рисков являются сведения, перечень которых приведен в приложении А.
4.3 Риски, связанные с эксплуатацией БАС оцениваются для заявляемых маршрутов полета БВС. Маршрут полета должен быть разбит на участки, отличающиеся друг от друга совокупностью факторов риска для обеспечения безопасности людей и инфраструктуры, например, различными режимами полета БВС, различными атмосферными явлениями или иными условиями эксплуатации и, таким образом, по-разному влияющие на размеры площади области поверхности, содержащей вероятные точки падения БВС.