ГОСТ Р 71997-2025
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Беспилотные авиационные системы
ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Общие требования
Unmanned aircraft systems. Remote crew training devices. General requirements
ОКС 49.020
Дата введения 2025-04-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования "Научно-образовательный центр МГТУ им.Н.Э.Баумана" (АНО ДО "НОЦ МГТУ им.Н.Э.Баумана"), Автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр "АЭРОНЕТ" (АНО "ЦЕНТР "АЭРОНЕТ") и Федеральным автономным учреждением "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского" (ФАУ "ЦАГИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 марта 2025 г. № 199-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Главным требованием к обеспечению безопасности полета беспилотного воздушного судна является предотвращение нанесения ущерба людям и постройкам, располагающимся на земле, а также другим воздушным судам - участникам воздушного движения.
В соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации [1]* в международном нормативно-правовом поле рассматриваются только дистанционно пилотируемые воздушные суда - управляемые со станции внешнего пилота. Вне зависимости от уровня оснащенности беспилотных авиационных систем согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) системами автоматического управления, в любой момент времени внешний пилот должен иметь возможность оперативно взять на себя управление беспилотным воздушным судном, особенно в случае возникновения нештатных ситуаций, связанных с отказными состояниями его систем и элементов конструкции.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Соответствующие знания и навыки приобретаются в процессе прохождения программ подготовки, отрабатываются на практике и подтверждаются одобрительными документами.
Учебным планом стандартных программ могут быть предусмотрены занятия с использованием тренажерных устройств, в том числе с применением технологий виртуальной и дополненной реальности, позволяющих отрабатывать навыки технического обслуживания беспилотной авиационной системы, управления полетом и контроля полета беспилотного воздушного судна.
С учетом рекомендуемой практики ИКАО по квалификационной оценке тренажерных средств имитации полета [2] определены общие требования к тренажерным устройствам и уровням адекватности воспроизведения характеристик беспилотной авиационной системы с их помощью.
Настоящий стандарт определяет общие требования к тренажерным устройствам подготовки экипажей беспилотных воздушных судов, используемых при реализации программ подготовки.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55418 Техника авиационная. Классификация параметров объектов стандартизации. Общие требования
ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения
ГОСТ Р 57259 Тренажеры авиационные. Термины и определения
ГОСТ Р 59520 Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота
ГОСТ Р 59751 Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57258, ГОСТ Р 57259, ГОСТ Р 59520, ГОСТ Р 59751, ГОСТ Р 55418, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 тренажерное устройство подготовки экипажей беспилотных воздушных судов: Тренажерное устройство имитации процесса управления полетом и контроля полета беспилотного воздушного судна, необходимое для подготовки и контроля профессиональных навыков внешнего экипажа беспилотных воздушных судов.
3.1.2 подготовка: Выполнение, продолжение или завершение выполнения конкретной учебной задачи.
Примечание - Пройденная подготовка может засчитываться в качестве профессиональной подготовки при выдаче свидетельства, присвоении квалификационной отметки или квалификации.
3.1.3 программа подготовки: Комплект материалов, регламентирующий состав учебных задач и оценку качества их выполнения при подготовке экипажей беспилотных воздушных судов.
3.1.4 моделирование беспилотной авиационной системы: Категория характеристик тренажерного устройства, которая включает в себя моделирование элементов беспилотной авиационной системы и объектов, с которыми взаимодействует внешний пилот.
3.1.5 компоновка и конструкция станции внешнего пилота: Моделируемая характеристика тренажерного устройства, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением на тренажерном устройстве физической конструкции и компоновки станции внешнего пилота, расположения и представления приборов и систем индикации, рычагов управления и кресел внешнего пилота, инструктора, наблюдателя (наблюдателей).
3.1.6 динамика полета беспилотного воздушного судна: Моделируемая характеристика тренажера, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением математической модели пространственного движения беспилотного воздушного судна, используемой для описания аэродинамических характеристик и характеристик динамики полета, которые необходимо моделировать на тренажере.
Примечание - Наряду с термином "динамика полета" используется также термин "Модель полета (аэродинамика и двигатель)".
3.1.7 характеристика управляемости при движении на земле: Моделируемая характеристика тренажерного устройства, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением математической модели, используемой для описания характеристик управления беспилотным воздушным судном при движении по земле и условий на взлетно-посадочной полосе, которые необходимо моделировать на авиационном тренажере в тех случаях, когда воздушное судно находится на поверхности земли (для беспилотных воздушных судов как с колесным шасси, так и с полозковым и другими типами шасси).
Примечание - Наряду с термином "характеристики управляемости при движении на земле" в качестве названия характеристики используется также термин "управление беспилотным воздушным судном при движении на земле".
3.1.8 системы беспилотного воздушного судна: Моделируемая характеристика тренажерного устройства, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением как собственных характеристик систем, так и их влияния на имитацию всех остальных систем беспилотного воздушного судна, которые необходимо моделировать на тренажерном устройстве.
Примечание - Моделирование таких систем с помощью имитаторов соответствующих систем обеспечивает выполнение внешним пилотом на тренажерном устройстве надлежащих процедур в нормальных, нештатных и аварийных ситуациях.
3.1.9 моделирование эффектов: Категория характеристик, включающая акустический и визуальный эффекты.
3.1.10 акустический эффект: Моделируемая характеристика тренажерного устройства, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением звуков, возникающих за пределами станции внешнего пилота, например погодных условий, шумов от силовой установки, шумов от несущего винта (для вертолета), а также звуками внутри станции внешнего пилота.
3.1.11 визуальный эффект: Моделируемая характеристика тренажерного устройства, уровень адекватности которой подлежит квалификационной оценке и характеризуется воспроизведением визуальной картины и поля обзора (по горизонтали и вертикали) в соответствии с тем, как это должно восприниматься из расчетной точки положения глаз внешнего пилота, проходящего тренировку на тренажерном устройстве.
Примечание - Наряду с термином "визуальный эффект" используется также термин "внешняя визуальная обстановка"