МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 февраля 2025 года № 57
В целях реализации пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского уровня, в целях со финансирования региональных программ по повышению рождаемости в таких субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 8(10) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296,
приказываю:
Утвердить методические рекомендации по реализации мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, подлежащих софинансированию из федерального бюджета, согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
А.Котяков
Методические рекомендации по реализации мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, подлежащих софинансированию из федерального бюджета
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи исполнительным органам субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий региональных программ, подлежащих софинансированию в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение суммарного коэффициента рождаемости ниже среднероссийского уровня, в целях софинансирования региональных программ по повышению рождаемости в таких субъектах Российской Федерации, предусмотренными приложением № 8(10) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 (далее соответственно - методические рекомендации, мероприятия, Правила, субсидия, региональные программы).
2. В соответствии с пунктом 2 Правил мероприятия, включаемые в региональные программы, определяются субъектом Российской Федерации самостоятельно в рамках следующего перечня мероприятий:
а) развитие инфраструктуры и сервисов:
создание в вузах групп кратковременного пребывания, комнат матери и ребенка для детей до 3 лет из студенческих семей, где оба или один родитель обучаются в учебном заведении по очной форме обучения;
создание в женских консультациях служб, обеспечивающих подготовку семьи к рождению ребенка, патронаж в решении жизненных ситуаций с привлечением всех инструментов поддержки семьи, в том числе в целях профилактики негативного выбора при беременности;
обеспечение бесплатного прохождения подготовительного этапа программы экстракорпорального оплодотворения, включающего необходимые генетические и гормональные исследования, дополнительные обследования, не предусмотренные системой обязательного медицинского страхования;
создание пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденных (коляски, кроватки, пеленальные столики и др.) для студенческих, молодых семей, одиноких матерей, иных категорий нуждающихся семей в соответствии с критериями, установленными субъектом Российской Федерации;
организация кратковременного присмотра и ухода за детьми до 3 лет в организациях социального обслуживания, а также на дому - "социальная няня" для студенческих, многодетных семей, иных категорий в соответствии с критериями, установленными субъектом Российской Федерации;
компенсация не менее 50 процентов стоимости обучения в организациях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования одного из детей многодетной семьи при рождении третьего или последующих детей;
б) выплаты при беременности и рождении (перечисленные выплаты не учитываются при расчете среднедушевого дохода при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (единого пособия):
единовременная выплата в размере не менее 300 тыс. рублей при рождении начиная с 1 января 2025 г. третьего или последующих детей в молодой семье;
единовременная выплата в размере не менее 100 тыс. рублей при постановке на учет по беременности женщине начиная с 1 января 2025 г., обучающейся по очной форме обучения;
в) улучшение жилищных условий:
увеличение до 1 млн. рублей (плюс 550 тыс. рублей) размера выплаты на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в отношении семей, в которых начиная с 1 января 2025 г. родился третий ребенок или последующие дети;
предоставление молодой семье с детьми компенсации стоимости найма жилого помещения в размере не менее половины фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. первого ребенка до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет; оплата не менее 75 процентов фактических расходов по договору найма, но не более предельной величины, определяемой субъектом Российской Федерации, при рождении начиная с 1 января 2025 г. второго и последующих детей до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет. Компенсация осуществляется при отсутствии у супругов в собственности жилого помещения, пригодного к проживанию, в населенном пункте проживания такой семьи.
3. Порядок и условия предоставления выбранных мероприятий субъектам Российской Федерации рекомендуется утверждать с учетом методических рекомендаций.
4. Мероприятия в виде компенсаций или выплат, указанные в абзаце седьмом подпункта "а", подпунктах "б" и "в" пункта 2 методических рекомендаций, рекомендуется предоставлять в том же финансовом году, в котором было подано заявление об их назначении.
5. При определении порядка и условий осуществления мероприятий не рекомендуется существенно изменять условия их предоставления, указанные в пункте 2 методических рекомендаций, в частности: снижать предельный возраст получателей меры поддержки, уменьшать объем предоставляемых гражданам мер социальной поддержки, вводить критерии нуждаемости в зависимости от доходов граждан, ограничивать круг организаций, в рамках взаимодействия с которыми предоставляются меры поддержки.
6. При определении порядка и условий реализации мероприятий рекомендуется руководствоваться принципами Социального казначейства, исключающими необходимость истребования у граждан сведений, доступных в государственных информационных системах.
7. В случае если размер расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации выбранных мероприятий, превышает размер субсидии из федерального бюджета, то источником дополнительного финансового обеспечения реализации мероприятия является региональный бюджет.
1. Создание в вузах групп кратковременного пребывания, комнат матери и ребенка для детей до 3 лет из студенческих семей, где оба или один родитель обучаются в учебном заведении по очной форме обучения.
С целью обеспечения единых организационных и методических условий открытия групп кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребенка для студенческих семей и общих подходов к их функционированию рекомендуется руководствоваться Методическими рекомендациями по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования, утвержденными заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой от 21 сентября 2023 г. (далее - рекомендации).
Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций высшего образования для использования при планировании и организации работы по созданию и функционированию в таких организациях групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей.
В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть направлены на следующие цели:
приобретение детской мебели, оборудования;
приобретение мягкого инвентаря, развивающих игрушек, игр, детских книг;
изготовление и (или) приобретение информационных, справочных, методических материалов, включая плакаты, наглядные пособия, видеоматериалы;
организацию деятельности школ молодых родителей;
оплата услуг работников, осуществляющих присмотр и уход за детьми, привлеченных по соглашению из организации социального обслуживания, социально ориентированной некоммерческой организации, осуществляющих деятельность на территории образовательной организации (далее соответственно - привлеченные работники, организации);
оплата прохождения обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодического медицинского осмотра (обследования) в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - приказ № 29н);
оплата обучения привлеченного работника в соответствии с требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом "Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. № 769н.
Заработную плату привлеченного работника, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты рекомендуется устанавливать в соответствии со штатным расписанием организации, из которой он был привлечен.
Рекомендуется установить бесплатное предоставление услуг в рамках указанного мероприятия.
В целях повышения осведомленности студентов, педагогов и других сотрудников образовательной организации об открытии групп кратковременного пребывания детей и комнат для матерей и детей рекомендуется разместить соответствующую информацию на информационных ресурсах образовательной организации.
2. Создание в женских консультациях служб, обеспечивающих подготовку семьи к рождению ребенка, патронаж в решении жизненных ситуаций с привлечением всех инструментов поддержки семьи, в том числе в целях профилактики негативного выбора при беременности.
Службу, обеспечивающую подготовку семьи к рождению ребенка, патронаж в решении жизненных ситуаций с привлечением всех мер поддержки семьи, в том числе в целях формирования положительных репродуктивных установок у женщин в ситуации репродуктивного выбора и трудной жизненной ситуации (далее - служба), рекомендуется создавать в женской консультации, работающей в соответствии с Правилами организации деятельности женской консультации, рекомендуемыми штатными нормативами и стандартами ее оснащения, определенными приложениями № 1-3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. № 1130н.
Службу рекомендуется создавать на функциональной основе, на базе следующих структурных подразделений женской консультации:
кабинета медико-социальной помощи женской консультации;
Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
кабинета по работе с женщинами и семьями, желающими иметь детей;
иных структурных подразделений медицинской организации по решению руководителя.
Функциями службы являются:
обеспечение взаимодействия с организациями социальной защиты, социального обслуживания субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, службами занятости, иными организациями, реализующими мероприятия по комплексной поддержке женщин и семей, желающих иметь детей, женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, включая женщин, обратившихся в медицинские организации для прерывания беременности, в трудной жизненной ситуации;
проведение мониторинга оказания правовой, психологической и медико-социальной помощи в разрезе проведенных для таких женщин мероприятий по предоставлению адресной помощи женщинам и семьям, в том числе направленных на профилактику прерывания беременности, включая мероприятия по установлению причины, приведшей к желанию беременной женщины прервать беременность;
оценка эффективности такой помощи.
В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации могут быть направлены на следующие цели:
изготовление и (или) приобретение информационных, справочных, методических материалов, включая плакаты, наглядные пособия, видеоматериалы, а также тренажеров, манекенов, игрового оборудования;
оплата услуг работников, предоставляющих правовую, психологическую, социальную помощь, привлеченных по соглашению из организации социального обслуживания, социально ориентированной некоммерческой организации, осуществляющих деятельность на территории медицинской организации;
организация деятельности школ по охране репродуктивного здоровья, для беременных, проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка, обучения по вопросам грудного вскармливания.
Функциями работников службы являются:
консультирование женщин, желающих иметь детей или женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора, по вопросам, касающимся доступных мер социальной поддержки, социальных услуг, условий их предоставления и получения;
помощь по вопросам подачи и (или) оформления заявления и необходимых документов для признания нуждающимся в социальном обслуживании.
Целевые группы граждан, помощь которым оказывается службой, а также конкретный перечень мероприятий, реализуемых с учетом их жизненной ситуации, на которые направляются средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, рекомендуется определять субъектам Российской Федерации с учетом методических рекомендаций.
3. Обеспечение бесплатного прохождения подготовительного этапа программы экстракорпорального оплодотворения, включающего необходимые генетические и гормональные исследования, дополнительные обследования, не предусмотренные системой обязательного медицинского страхования.
В рамках реализации мероприятия средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации рекомендуется направлять на компенсацию оплаты медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями на основе клинических рекомендаций при лечении женского и мужского бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
К вышеуказанным услугам рекомендуется отнести проведение следующих исследований (далее - исследования):
медико-генетические исследования у супружеских пар по диагностике носительства хромосомных аномалий (кариотипирование, включая молекулярное кариотипирование), моногенных заболеваний, включая заболевания, сцепленные с полом (полноэкзомное секвенирование, ПЦР-диагностика);
преимплантационное генетическое тестирование эмбрионов на моногенные заболевания и структурные хромосомные перестройки у пар - носителей генных мутаций и хромосомных перестроек (муковисцидоз, врожденная нейросенсорная тугоухость, миодистрофия Дюшенна и другие орфанные заболевания);
преимплантационное генетическое тестирование эмбрионов на анеуплоидии для женщин позднего репродуктивного возраста, мужском факторе бесплодия;
лабораторные гормональные исследования: исследование уровня антимюллерова гормона в крови;
иные лабораторные исследования в соответствии с клиническими рекомендациями.