Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 марта 2025 года № 122-р

Об утверждении Порядка и условий осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, и признании утратившим силу распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.06.2021 № 1614-р



В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга":

1. Утвердить Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга" (далее - Порядок), согласно приложению.

2. Руководителям государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - учреждения социальной защиты населения), при заключении трудового договора ("эффективного контракта"), дополнительного соглашения к трудовому договору ("эффективному контракту"), утверждении локальных нормативных актов в сфере оплаты труда, а также при ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, учитывать Порядок.

3. Планово-экономическому управлению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Отделу по вопросам государственной службы и кадров Комитета оказывать консультационную и методическую помощь учреждениям социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением Порядка.

4. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 03.06.2021 № 1614-р "Об утверждении Порядка и условий осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга".

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Буйневича Д.В.

Председатель Комитета

по социальной политике

Санкт-Петербурга

Е.Н.Фидрикова

 

Приложение

к распоряжению Комитета

по социальной политике

Санкт-Петербурга

от 12 марта 2025 года № 122-р

Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга

1. Общие положения

     

1.1. Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера работникам государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Порядок), разработан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга" и устанавливает правила осуществления выплат компенсационного характера к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам), ставкам заработной платы работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - выплаты компенсационного характера).

1.2. Порядок применяется в отношении:

работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и администраций районов Санкт-Петербурга;

работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

Порядок действует как в отношении работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - учреждения социальной защиты населения), для которых учреждения социальной защиты населения являются основным местом работы, так и для лиц, работающих в указанных учреждениях на условиях совместительства.

1.3. Для целей Порядка используются следующие термины и определения:

1.3.1. Доплата - выплата к должностным окладам, тарифным ставкам (окладам), ставкам заработной платы, носящая компенсационный характер, за дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с особенностями его трудовой деятельности, характером отдельных видов труда, выполняемых работником.

1.3.2. Дополнительная работа - работа, не обусловленная трудовым договором и выполняемая работником наряду с работой, определенной трудовым договором ("эффективным контрактом") (далее - трудовой договор) на основании дополнительного соглашения к трудовому договору с его письменного согласия за дополнительную плату.

1.3.3. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (часть 1 статьи 91 ТК РФ).

_________________

Не являются рабочим временем, но в силу своего функционального назначения приравниваются к нему следующие периоды: перерывы для кормления ребенка (часть 4 статьи 258, статья 264 ТК РФ), время простоя (статья 157 ТК РФ), перерыв для приема пищи в месте выполнения работы (часть 3 статьи 108 ТК РФ), специальные перерывы в течение рабочего времени (статья 109 ТК РФ, Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 11.04.2012 № ПГ/2181-6-1), период командировки, междусменный отдых во время пребывания на вахте и др. (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2013 № 14-2-337).

1.3.4. Совмещение профессий (должностей) - выполнение работником наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) без освобождения от основной работы в рабочее время, установленное для работника трудовым договором.

1.3.5. Расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы - выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по такой же должности (профессии).

1.3.6. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором - дополнительная работа осуществляется как по другой, так и по такой же профессии (должности).

1.3.7. Режим совмещения профессий (должностей) - выполнение работником дополнительной работы в рамках либо совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, увеличения объема работ или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

1.3.8. Рабочий день - установленное рабочее время в течение суток.

1.3.9. Рабочая неделя - это продолжительность распределения рабочего времени в течение календарной недели.

1.3.10. Фонд рабочего времени - суммарное количество рабочего времени, приходящегося на определенный календарный период.

1.3.11. Работодатель - учреждение социальной защиты населения (автономное, бюджетное, казенное), вступившее в трудовые отношения с работником.

1.3.12. Работник учреждения социальной защиты населения - физическое лицо, работающее в учреждении социальной защиты населения на основе трудового договора (далее - работник).

1.3.13. Рабочий - работник, занятый преимущественно физическим трудом.

1.3.14. Условия осуществления выплат компенсационного характера - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих воздействие на работника, влекущих осуществление ему выплат компенсационного характера.

Иные термины и определения, применяются в значениях, соответствующих действующему законодательству.

1.4. В трудовой договор работника включаются только те компенсационные выплаты, которые устанавливаются при приеме на работу, а в дополнительном соглашении к трудовому договору (далее - дополнительное соглашение) указываются выплаты, которые устанавливаются после оформления приема на работу, если работник выполняет по поручению работодателя дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором.

1.5. Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

1.6. Согласно пункту 14 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год (далее - Единые рекомендации-2025), утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2024 (протокол № 10пр), в трудовом договоре работника (дополнительном соглашении к трудовому договору с работником) предусматриваются размеры выплат компенсационного характера в случае выполнения им работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (в соответствии со статьей 149 ТК РФ), с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П, от 11.04 2023 № 16-П, от 15.06.2023 № 32-П, от 27.06.2023 № 35-П.

_________________

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (статья 135 ТК РФ).

2. Порядок, условия и размеры установления выплат компенсационного характера

     

2.1. Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Руководством по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 11.11.2022 № 253, к компенсационным выплатам, включаемым в состав заработной платы работника, отнесены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

2.2. В учреждениях социальной защиты населения при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику устанавливаются следующие выплаты (надбавки, доплаты компенсационного характера), предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

2.2.1. За дополнительную работу, которая осуществляется путем:

совмещения профессий (должностей) - выполнение трудовых обязанностей по вакантной должности (по другой профессии (должности).

Например, секретарь может выполнять дополнительную работу по должности специалиста по кадрам, бухгалтер - по должности кассира, водитель - по должности экспедитора;

расширения зон обслуживания, увеличения объема работы по профессии (должности), аналогичной основной.

Например, социальному работнику может быть поручено обслуживать дополнительный участок;

исполнения обязанностей временно отсутствующего работника как по другой, так и по такой же профессии (должности) в период отсутствия штатного работника в связи с его болезнью, отпуском, командировкой и (или) другими причинами.

При поручении работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы необходимо учитывать следующие условия:

поручение такой работы допускается только с письменного согласия работника;

эта работа подлежит дополнительной оплате;

работник не освобождается от основной работы, предусмотренной трудовым договором;

дополнительная работа выполняется в пределах установленного рабочего дня (смены) по основному месту работы.

Работник и работодатель вправе досрочно прекратить рассматриваемые правоотношения, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемого прекращения.

Письменное согласие работника на выполнение дополнительной работы может быть выражено либо в заявлении работника, либо в уведомлении работодателя, направленном работнику, которое содержит предложение о выполнении дополнительной работы, в том числе:

наименование должности (профессии), по которой будет выполняться дополнительная работа;

срок, в течение которого выполняется дополнительная работа;

объем (содержание) дополнительной работы;

размер дополнительной платы (далее - доплата за выполнение дополнительной работы).

На основании дополнительного соглашения работодатель издает приказ о поручении работнику выполнение дополнительной работы по той же или другой должности (профессии) (далее - Приказ).

Содержание Приказа должно соответствовать дополнительному соглашению.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 151 ТК РФ).

Доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей отсутствующих работников вводятся в пределах фонда оплаты труда, образующегося по должностным окладам, тарифным ставкам (окладам) отсутствующих работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»