МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2025 года № 02-09-08/11703
Министерство финансов Российской Федерации в целях методического обеспечения деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет для использования в работе Методические рекомендации по составлению и представлению дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за 2024 год (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Деятельность/Бюджет/Бюджетный процесс/Контроль и аудит/Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль/ Нормативные правовые акты и методические рекомендации.
Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить органами внутреннего государственного финансового контроля, являющимися исполнительными органами субъектов Российской Федерации, доведение информации, изложенной в настоящем письме, до соответствующих органов муниципального финансового контроля, являющихся органами местных администраций.
А.М.Лавров
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с абзацем тридцать девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях оказания практической помощи должностным лицам органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при составлении и представлении дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № 55н "Об утверждении дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и порядка их составления и представления" (далее соответственно - дополнительные формы отчетности, органы контроля, Приказ № 55н).
_______________
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2023 г., регистрационный № 75132.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2025 года Приказа № 55н (пункт 3 Приказа № 55н) дополнительные формы отчетности формируются органами контроля, начиная с 2025 года, за период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года.
Дополнительные формы отчетности формируются в целях раскрытия дополнительной информации о результатах исполнения органами контроля полномочий в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - полномочия по контролю) и информации, содержащейся в Отчете о результатах контрольной деятельности органов контроля, который составляется органами контроля в соответствии с требованиями федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1478 (далее соответственно - Отчет № 1478, Стандарт № 1478).
Показатели, предусмотренные дополнительными формами отчетности, носят информационный характер, не предполагают наличия внутриформенных и межформенных контрольных соотношений, в том числе с показателями Отчета № 1478, если иное не установлено Порядком составления и представления дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренным приложением № 2 к Приказу № 55н (далее - Порядок).
Согласно положениям пункта 9 Стандарта № 1478 описание и характеристика показателей, содержащихся в дополнительных формах отчетности, подлежат раскрытию в пояснительной записке к Отчету № 1478. Ведомственным стандартом органа контроля могут быть установлены дополнительные формы отчетности о результатах контрольной деятельности органа контроля, а также порядок их составления и представления.
Положениями Порядка № 55н не установлены требования о размещении дополнительных форм отчетности на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Формирование информации, раскрываемой в дополнительных формах отчетности, осуществляется с учетом подходов, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - стандарты).
В дополнительных формах отчетности не отражается информация о выявленных органом контроля нарушениях, рассмотрение которых в рамках полномочий по контролю не относится к компетенции органа контроля.
Сведения № 1 заполняются с учетом требований пунктов 7-9 Порядка.
В Сведениях № 1 отражается информация о сумме проверенных средств, суммах и количестве нарушений, выявленных при проведении органом контроля плановых и внеплановых проверок, ревизий (далее - контрольные мероприятия), а также о суммах, направленных в бюджет бюджетной системы Российской Федерации в пределах объема средств, использованных с нарушениями, в добровольном порядке до вынесения органом контроля представлений, предписаний, а также по представлениям, предписаниям, уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения органа контроля в досудебном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под обследованием понимается анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. В соответствии с требованиями стандарта "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1235, обследование может проводиться органом контроля, как в рамках контрольного мероприятия, так и независимо от него.
Исходя из содержания Сведений № 1, в них подлежит отражению информация исключительно о нарушениях, выявленных органами контроля по результатам проведенных проверок и ревизий. Информация о результатах проведения органами контроля обследований в Сведениях № 1 не отражается.
Информация о нарушениях, выявленных органом контроля в ходе проведения обследования, может быть отражена в Отчете № 1478.
В Сведениях № 1 отражается информация о нарушениях, выявленных органом контроля при осуществлении полномочий по контролю, в разрезе видов нарушений.
В случае отсутствия нарушений при проведении органом контроля контрольных мероприятий, информация о таких контрольных мероприятиях в Сведениях № 1 не отражается.
В случае если органом контроля при осуществлении полномочий по контролю выявляются обстоятельства и факты, свидетельствующие о признаках нарушений в отношении использования государственными (муниципальными) учреждениями, за исключением казенных, средств от приносящей доход деятельности, указанная информация не отражается в Сведениях № 1.
В случае если органом контроля по результатам контрольных мероприятий в отношении средств, поступивших от приносящей доход деятельности, при выполнении государственным (муниципальным) учреждением государственного (муниципального) задания за плату, с учетом коэффициента платной деятельности, выявляются факты, которые могли оказать влияние на достоверность (правильность) расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, а также достоверность бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений, информация об указанных нарушениях подлежит отражению в дополнительных формах отчетности.
В случае если органом контроля в ходе осуществления полномочий по контролю выявляются обстоятельства и факты, свидетельствующие о признаках нарушений, рассмотрение которых не относится к компетенции органа контроля, указанная информация в соответствии с подпунктом "м" пункта 4 стандарта "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. № 100, направляется в адрес государственного (муниципального) органа (должностного лица) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к компетенции которого относится рассмотрение соответствующих документов и иных материалов, подтверждающих такие обстоятельства и факты, и в Сведениях № 1 не отражается.
В графе 3 Сведений № 1 отражается код главного администратора бюджетных средств по бюджетной классификации Российской Федерации (далее - код главы по БК) в зависимости от объекта контроля и темы контрольного мероприятия, например:
в случае если органом контроля проводилась проверка использования средств государственного внебюджетного фонда или проверка использования средств, предоставленных юридическим лицам из бюджета государственного внебюджетного фонда по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (темы контрольных мероприятий, предусмотренные подпунктами "и" и "к" пункта 13 стандарта "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. № 208 (далее - Стандарт № 208), в графе 3 Сведений № 1 указывается код главы по БК соответствующего государственного внебюджетного фонда;
в случае если органом контроля проводилось контрольное мероприятие в отношении объекта контроля, являющегося государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения, за исключением контрольных мероприятий по темам, предусмотренным подпунктами "и" и "к" пункта 13 Стандарта № 208, в графе 3 Сведений № 1 указывается код главы по БК участника бюджетного процесса, которому подведомственно указанное учреждение;
в случае если органом контроля проводилась проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета публично-правового образования бюджету другого публично-правового образования субсидии или субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение (тема контрольного мероприятия, предусмотренная подпунктом "е" пункта 13 Стандарта № 208), в графе 3 Сведений № 1 указывается код главы по БК участника бюджетного процесса, которым были предоставлены средства из бюджета (средства межбюджетного трансферта);
в случае если органом контроля проводилась проверка осуществления расходов бюджета публично-правового образования на реализацию мероприятий государственной (муниципальной) программы (подпрограммы, целевой программы), национального, федерального, регионального проектов (тема контрольного мероприятия, предусмотренная подпунктом "б" пункта 13 Стандарта № 208), в графе 3 Сведений № 1 указывается код главы по БК участника бюджетного процесса, которым были предоставлены средства из бюджета (средства бюджета, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие).
В графе 4 Сведений № 1 в разрезе нарушений по соответствующему коду главы по БК детализируется информация об объектах контроля (указываются коды вида объектов контроля, предусмотренные пунктом 8 Порядка).
В случае если органом контроля в рамках одного кода главы по БК проводились контрольные мероприятия в отношении нескольких объектов контроля, имеющих одинаковый код вида объекта контроля, в графе 4 Сведений № 1 такая информация в разрезе нарушений суммируется по соответствующему коду вида объекта контроля.
В графе 5 Сведений № 1 в разрезе нарушений и кода главы по БК отражается сумма проверенных средств бюджета, в том числе бюджетных средств, средств, предоставленных из бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (территориальных государственных внебюджетных фондов) в ходе проведенных органом контроля при осуществлении полномочий по контролю контрольных мероприятий в отчетном периоде (далее - сумма проверенных средств) по каждому коду вида объекта контроля, указанному в графе 4 Сведений № 1.
В случае если органом контроля в рамках одного контрольного мероприятия в отношении одних и тех же сумм проверенных средств выявлено несколько видов нарушений, в графе 5 Сведений № 1 сумма проверенных средств отражается в полном объеме по каждому виду нарушений.
В графах 6-8 Сведений № 1 отражаются в количественном выражении выявленные органом контроля при осуществлении полномочий по контролю нарушения, по которым приняты решения о направлении в адрес объекта контроля представлений (предписаний).
В графах 6-8 Сведений № 1 рекомендуется отражать информацию о количестве допущенных объектом контроля нарушений, исходя из факта фиксации указанных нарушений в отчетном году (графа 7 Сведений № 1) и в году, предшествующем отчетному году (графа 8 Сведений № 1), вне зависимости от периода, в котором указанные нарушения были допущены.
В случае если объектом контроля выявленные органом контроля нарушения устранены, и приняты меры по устранению их причин и условий в ходе проведения контрольного мероприятия или до принятия органом контроля решения о направлении представления, предписания, информация об указанных нарушениях не отражается в группе граф 6-8 Сведений № 1.
В случае если объектом контроля выявленные органом контроля нарушения устранены в ходе проведения контрольного мероприятия, при этом объектом контроля не приняты меры по устранению их причин и условий, на основании чего органом контроля принято решение о направлении представления, информация об указанных нарушениях подлежит отражению в группе граф 6-8 Сведений № 1.
Информация о выявленных органом контроля нарушениях, не подлежащих отражению в графах 6-8 Сведений № 1, может быть отражена в суммовом выражении в Отчете № 1478 и (или) раскрыта в пояснительной записке к Отчету № 1478.
Органу контроля при подсчете количества нарушений следует руководствоваться профессиональным суждением и придерживаться методики подсчета количества нарушений, которая применялась при подсчете нарушений при заполнении Отчета № 1478. При этом в соответствии с положениями пункта 8 методических рекомендаций по составлению и представлению отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 540 (далее - методические рекомендации № 540), при отражении в пояснительной записке к Отчету № 1478 информации (сведений) о количестве нарушений, выявленных органом контроля, рекомендуется раскрывать информацию о применяемых органом контроля методиках и подходах к подсчету количества выявленных нарушений.
Подсчет количества нарушений при формировании органом контроля дополнительных форм отчетности рекомендуется считать в зависимости от сумм проверенных средств и по каждому виду нарушений.
При подсчете количества нарушений могут в том числе использоваться следующие подходы, например:
объектом контроля на протяжении двух лет ежемесячно неправомерно оплачивались услуги по двум контрактам (на каждый год был заключен соответствующий контракт, причиной неправомерной оплаты являлась ежемесячно допускаемая объектом контроля счетная ошибка), что было выявлено органом контроля по результатам контрольного мероприятия и в отчетном году принято решение о направлении в адрес объекта контроля представления. В рассматриваемом случае в графе 7 Сведений № 1 рекомендуется отразить значение в количестве двадцати четырех нарушений (2 контракта * 12 фактов оплаты = 24);
органом контроля при проведении контрольного мероприятия установлены три факта неверного начисления объектом контроля заработной платы на протяжении трех месяцев подряд, причиной чего являлось одно условие (неверно введенные сведения о работнике в программном продукте "1С: Бухгалтерия государственного учреждения"). В рассматриваемом случае в графе 7 Сведений № 1 рекомендуется отразить значение в количестве одного нарушения.
В графах 6-8 Сведений № 1 отражается информация о нарушениях, имеющих суммовое и количественное выражение, а также о нарушениях, имеющих только количественное выражение (например, нарушения сроков оплаты актов выполненных работ по контракту).
Для целей сравнения и определения динамики показателей количества нарушений, выявленных органами контроля при осуществлении полномочий по контролю, в графе 7 Сведений № 1 отражается информация о количестве нарушений, допущенных объектами контроля в отчетном году, в графе 8 Сведений № 1 отражается информация о количестве нарушений, допущенных объектами контроля в году, предшествующем отчетному году.
При заполнении граф 9, 11 и 12 Сведений № 1 (информация о суммах нарушений, выявленных органами контроля при осуществлении полномочий по контролю) следует использовать подходы, аналогичные подходам, применяемым при заполнении граф 6-8 Сведений № 1.
Значение показателя графы 9 Сведений № 1 не может быть больше значения показателя графы 5 Сведений № 1.
В графе 10 Сведений № 1 информация отражается в процентном значении с точностью до двух знаков после запятой.
В графах 13-15 Сведений № 1 отражается информация о допущенных объектами контроля нарушениях в проверяемом периоде с учетом подходов и особенностей, установленных методическими рекомендациями по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. № 532.
В графах 16 и 17 Сведений № 1 отражается информация о суммах, направленных объектами контроля в бюджет бюджетной системы Российской Федерации в пределах объема средств, использованных с нарушениями, в добровольном порядке до вынесения органом контроля представлений, предписаний, а также по представлениям, предписаниям, уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения органа контроля в досудебном порядке по соответствующим видам нарушений (далее - суммы, направленные объектами контроля).
В графах 16 и 17 Сведений № 1 отражается информация о суммах, направленных объектами контроля, исходя из факта поступления в отчетном году соответствующих средств в бюджет бюджетной системы Российской Федерации вне зависимости от даты начала и окончания контрольного мероприятия.
В графах 16 и 17 Сведений № 1 не отражается информация о суммах, направленных объектами контроля в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, связанных с применением к объекту контроля административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При заполнении граф 16 и 17 Сведений № 1 следует принимать во внимание, что средства, поступающие в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, отражаются на лицевых счетах, открытых органами Федерального казначейства для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий (положения статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В случае поступления средств (в том числе штрафов, пеней, неустоек) на лицевые счета, открытые органами Федерального казначейства для учета операций, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, указанные средства не отражаются в графах 16 и 17 Сведений № 1.