МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 октября 2024 года № 704
О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
В соответствии с частью 6_5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом 4.2.6_2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (далее - Изменения).
2. Отменить подпункт 8 и подпункт 17 (в части, касающейся учебных предметов "История" и "Обществознание") пункта 1 изменений, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 г. № 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2024 г., регистрационный № 77830).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г., за исключением подпунктов 131, 132, 144 пункта 1 Изменений (в части содержания обучения, предметных результатов, количества часов на изучение учебных предметов "История" и "Обществознание" в 8 и 9 классах), которые вступают в силу в указанной части с 1 сентября 2026 года.
Министр
С.С.Кравцов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 февраля 2025 года,
регистрационный № 81220
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 октября 2024 года № 704
Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
1. В федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный № 74223), с изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 февраля 2024 г., регистрационный № 77380) и от 19 марта 2024 г. № 171 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2024 г., регистрационный № 77830):
1) в пункте 16:
абзац десятый подпункта 16.4 изложить в следующей редакции:
"принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий;";
дополнить абзацем следующего содержания:
"принцип обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в соответствии с требованиями, предусмотренными санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).";
в подпункте 16.5 слова "менее 5058" заменить словами "менее 5338";
2) в пункте 18:
подпункт 18.4 дополнить абзацами следующего содержания:
"Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и (или) метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).
Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).
При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году.";
дополнить подпунктом 18.17.1 следующего содержания:
"18.17.1. В федеральных и региональных процедурах оценки качества образования используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Таблица 1
Перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Код проверяемого требования | Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования |
1 | Познавательные УУД |
1.1 | Базовые логические действия |
1.1.1 | Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) |
1.1.2 | Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа |
1.1.3 | С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
|
1.1.4 | Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов |
1.1.5 | Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях |
1.1.6 | Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) |
1.2 | Базовые исследовательские действия |
1.2.1 | Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой |
1.2.2 | Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента) |
1.2.3 | Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений |
1.2.4 | Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах |
1.2.5 | Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
|
1.3 | Работа с информацией |
1.3.1 | Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев |
1.3.2 | Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках |
1.3.3 | Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями |
1.3.4 | Оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно |
1.3.5 | Эффективно запоминать и систематизировать информацию |
2 | Коммуникативные УУД |
2.1 | Общение |
2.1.1 | Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах |
2.1.2 | В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
|
2.1.3 | Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
|
2.1.4 | Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
|
2.2 | Совместная деятельность |
2.2.1 | Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
|
| уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
|
| выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
|
3 | Регулятивные УУД |
3.1 | Самоорганизация |
3.1.1 | Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
|
3.1.2 | Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
|
3.2 | Самоконтроль |
3.2.1 | Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии |
3.2.2 | Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей |
3.2.3 | Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
|
| объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
|
3.3 | Эмоциональный интеллект |
3.3.1 | Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
|
3.4 | Принятие себя и других |
3.4.1 | Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
|
";
3) В пункте 19:
подпункт 19.5.7 изложить в следующей редакции:
"19.5.7. В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет "Русский язык" входит в предметную область "Русский язык и литература" и является обязательным для изучения. Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка, - 714 часов: в 5 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе - 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе - 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Общее количество часов, рекомендованное для изучения русского языка по варианту № 4 федерального учебного плана - 680 часов в 5 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка по варианту 5 федерального учебного плана - 540 (4 часа в неделю в каждом классе): в 1 классе - 132 часа, во 2-4 классах - по 136 часов.";
дополнить подпунктами 19.12-19.14 следующего содержания: