МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 января 2025 года № 2н

Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам

______________________________________________________________
Документ представлен на госрегистрацию
в Министерство юстиции Российской Федерации. -

(Официальный сайт Минфина России minfin.gov.ru от 29.01.2025).

______________________________________________________________

В соответствии с пунктом 54 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. № 1496,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам.

2. Установить, что настоящий приказ применяется получателями средств федерального бюджета начиная с исполнения Федерального закона от 30 ноября 2024 г. № 419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".

И.о. Министра
И.А.Окладникова



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от "___"__________ 20__г. №_____



Общие требования к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам



1. Настоящей документ устанавливает общие требования к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам, утверждаемому получателем средств федерального бюджета в целях обеспечения реализации исполнения федерального бюджета по расходам (далее соответственно - Регламент, дебиторская задолженность по расходам).

2. Регламент должен устанавливать:

а) перечень мероприятий по реализации получателем средств федерального бюджета полномочий, направленных на управление дебиторской задолженностью по расходам по видам платежей (учетным группам расходов), включающий мероприятия по:

выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по расходам, и осуществлению по соответствующим факторам мониторинга рисков возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по расходам (далее - риск-мониторинг просроченной задолженности);

наблюдению (в том числе за возможностью взыскания дебиторской задолженности по расходам) за платежеспособностью (ликвидностью) должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по расходам;

урегулированию просроченной дебиторской задолженности по расходам в досудебном порядке, в случае невозможности - в судебном порядке;

принудительному взысканию образовавшейся у получателя средств федерального бюджета в текущем финансовом году дебиторской задолженности по расходам при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц органами принудительного исполнения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - принудительное взыскание дебиторской задолженности по расходам);

предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет;

б) сроки и (или) периодичность реализации каждого мероприятия;

в) перечень структурных подразделений (сотрудников) получателя средств федерального бюджета, ответственных за осуществление мер по управлению дебиторской задолженностью по расходам;

г) порядок обмена информацией (первичными учетными документами) между структурными подразделениями (сотрудниками) получателя средств федерального бюджета, в том числе структурными подразделениями (сотрудниками) получателя средств федерального бюджета, осуществляющими полномочия по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств по расходам, с подразделениями (сотрудниками), осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета (обеспечению ведения бюджетного учета), либо с уполномоченной организацией, осуществляющей переданные полномочия по ведению бюджетного учета (далее - централизованная бухгалтерия).

3. Мероприятия по выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по расходам, и осуществлению риск-мониторинга просроченной задолженности, включают в себя:

а) определение структуры дебиторской задолженности по расходам исходя из видов расчетов (учетным группам расходов):

расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - контракт);

расчеты по межбюджетным трансфертам;

расчеты по субсидиям бюджетным и автономным учреждениям;

расчеты по субсидиям юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

иные расчеты по расходам;

б) выявление рисков возникновения просроченной дебиторской задолженности по соответствующим видам расчетов (учетным группам расходов) предоставления авансов, а также межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - целевые средства), исходя из следующих критериев:

по сроку исполнения задолженности: краткосрочная, долгосрочная;

по статусу задолженности: текущая, просроченная;

по способу исполнения контракта (соглашения о предоставлении субсидии, межбюджетного трансферта (далее - соглашение): контракт (соглашение) подлежит казначейскому сопровождению, контракт (соглашение) не подлежит казначейскому сопровождению;

по статусу должника:

надежный: стабильный - должник выполняет свои обязательства в срок, исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам ожидается в течение периода, составляющего не более 12 месяцев (краткосрочная задолженность), отсутствуют риски неисполнения должником обязательств; условно надежный - исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам ожидается в течение периода более 12 месяцев, но не более 3 лет (долгосрочная задолженность в пределах планового периода), должник демонстрирует признаки возникновения рисков неплатежеспособности, должник имеет просроченную задолженность перед кредиторами и (или) исполнение контракта (соглашения) осуществляется с задержками либо не в полном объеме;

ненадежный: сомнительный - исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам ожидается в течение периода более 3 лет (долгосрочная задолженность за пределами планового периода), условия контракта (соглашения) в установленные сроки не выполнены, дебиторская задолженность по расходам является просроченной, по результатам риск-мониторинга просроченной задолженности выявлены риски банкротства должника, ведется претензионная работа по просроченной дебиторской задолженности по расходам (досудебное урегулирование); условно безнадежный - условия контракта (соглашения) не выполнены и должник находится в стадии банкротства (ликвидации) и (или) включен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной системе в сфере закупок;

________________

В соответствии с Положением о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60.

в) оценку предельного срока исполнения обязательств в объеме предоставленного по контракту (соглашению) аванса (целевых средств) (дебиторской задолженности);

г) контроль за своевременным предъявлением требований об исполнении условий предоставления аванса, целевых средств, в том числе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявление требований по штрафным санкциям (неустойкам (штрафам, пеням), возврату неиспользованных целевых средств);

д) принятие мер, снижающих риски неисполнения дебитором обязательств по предоставленным авансам (целевым средствам) и (или) возникновения убытков бюджета от признания просроченной дебиторской задолженности по возмещению затрат по предоставленным авансам (целевым средствам) нереальной ко взысканию;

е) контроль за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по расходам или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачей документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению (сотруднику) получателя средств федерального бюджета, осуществляющему ведение бюджетного учета (централизованной бухгалтерии);

ж) своевременное заключение дополнительных соглашений, внесение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изменений в контракты (соглашения), в рамках которых возникла просроченная дебиторская задолженность по расходам;

з) проведение инвентаризации дебиторской задолженности по расходам, включая сверку данных о дебиторе (его финансовом состоянии) из государственных информационных систем, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по расходам;

и) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по расходам, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по расходам, определенные исходя из функциональной и организационной структуры получателя средств федерального бюджета.

4. Мероприятия по наблюдению (в том числе за возможностью взыскания дебиторской задолженности по расходам) за платежеспособностью (ликвидностью) должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по расходам включают в себя действия по выявлению фактов:

а) наличия сведений в Едином государственном реестре юридических лиц об инициации процедур ликвидации, реорганизации, банкротстве контрагента;

б) наличия должника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной системе в сфере закупок;

в) наличия у должника просроченной кредиторской задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также перед государственными органами по иным контрактам (соглашениям).

5. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по расходам в досудебном порядке включают в себя:

а) направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);

б) направление претензии должнику об исполнении обязательств по контракту (соглашению);

в) рассмотрение вопроса о возможности расторжения контракта (соглашения), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по расходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета в целях погашения (урегулирования) дебиторской задолженности по расходам в досудебном порядке (при наличии).

6. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по расходам включают в себя:

а) подготовку необходимых материалов и документов, а также подачу искового заявления в суд;

б) обеспечение принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований;

в) направление исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

г) отслеживание исполнения судебного решения;

д) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета по принудительному взысканию дебиторской задолженности по расходам в текущем финансовом году, которые должны быть определены в Регламенте.

7. Мероприятия по предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет включают в себя:

а) проведение инвентаризации расчетов с должниками в целях оценки ожидаемых результатов предъявления требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет;

б) предъявление требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет и (или) подачу искового заявления в суд;

в) формирование первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передача в целях признания дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению (сотруднику) получателя средств федерального бюджета, осуществляющему полномочия по ведению бюджетного учета (обеспечению ведения бюджетного учета) или централизованной бухгалтерии;

г) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета по предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет, которые должны быть определены в Регламенте.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный сайт

Минфина России

minfin.gov.ru, 29.01.2025