ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 декабря 2024 года № КВ-4-14/14787@
О направлении обзора судебной практики
Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2024)" (далее - Обзор).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.
В.Г.Колесников
Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2024)
1.1. Нарушение заявителем положений пункта статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, позволило судам сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации.
По делу № А40-190878/2023 общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 06.06.2023 № 33233947А, о возложении на Инспекцию обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просило вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общим собранием участников Общество принято решение об уменьшении уставного капитала путем погашения доли в размере 48%, принадлежащей Обществу, что подтверждается протоколом от 24.03.2023 № 3.
Обществом подано заявление о внесении изменений в сведения в ЕГРЮЛ, однако 26.04.2023 регистрирующий орган отказал во внесении соответствующих изменений, повторное обращение 06.06.2023 также отклонено со ссылкой на подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций учитывали, что статьей 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрен механизм уменьшения участниками общества уставного капитала, который устанавливает процедуру публичного извещения о принятом обществом решении об уменьшении уставного капитала, однако отметили, что в данном случае публикация об уменьшении уставного капитала Общества осуществлена единожды и содержит сведения о публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" № 19 (940) от 17.05.2023/891 часть 1.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, принимая во внимание Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (далее - Требования), установив, что в поступившем в Инспекцию заявлении заявителем в пункте 4 вместо значения 1 (принято решение об уменьшении уставного капитала) проставлено значение 3 (изменен размер уставного капитала/складочного капитала/уставного фонда/паевого фонда), а также указан размер уставного капитала и заполнены листы "В", "Г" и "З", тогда как на момент рассмотрения заявления процедура публичного извещения о принятом обществом решении об уменьшении уставного капитала не соблюдена, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что заявление подано обществом с нарушением Требований.
1.2. Установив, что указанный в представленном для государственной регистрации заявлении адрес не может быть использован как объект адресации, суды пришли к выводу о законности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации. Суды отметили, что указание номера офиса, не указанного в ГАР, в качестве атрибута адреса организации, создает риски неполучения юридическим лицом корреспонденции, поскольку номер офиса может быть изменен как самим пользователем помещения, так и третьими лицами, в частности, владельцами или управляющими офисного здания.
По делу № А40-267955/2023 общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к инспекции об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации изменений сведений относительно адреса юридического лица.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просило вышеуказанные судебные акты отменить, обязать регистрирующий орган провести соответствующие регистрационные действия, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Акционерным общество (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды № ПК89/23 от 09.08.2023 помещения, расположенном в нежилом здании по адресу: г.Москва, ул.Подольских Курсантов, д.3, по условиям которого арендатору передано право на использование помещения (офиса) в качестве адреса общества.
По результатам рассмотрения заявления общества о внесении изменений в сведения относительно адреса юридического лица на адрес - 117545, ул.Подольских Курсантов, д.3, офис 343, инспекцией 15.09.2023 принято решение № 383252А об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений с указанием на то, что представленные документы оформлены с нарушением подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) и пункта 14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 ЕД-7-14/617@.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
В силу положения пункта 14 Требований указание в форме заявления о государственной регистрации сведений о месте нахождения и адресе юридического лица осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (ГАР) в муниципальном делении. Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221.
Несоблюдение положений пункта 14 Требований является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "ц" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Как установили суды, нежилому зданию, в котором находится арендуемое помещение (офис), присвоен почтовый адрес: г.Москва, ул.Подольских Курсантов, д.3, который, в свою очередь, отображается в публичном федеральном государственном информационном ресурсе при введении кадастрового номера 77:05:0007003:1024 с отсутствием помещений в пределах здания (сооружения).
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что указанный в представленном на государственную регистрацию заявлении адрес не может быть использован как объект адресации, суды пришли к верному выводу о законности принятого налоговым органом решения об отказе во внесении соответствующих изменений об адресе.
Суды обоснованно исходили из того, что заявителем допущены нарушения установленных требований, поскольку информация об адресе, указанная обществом, в заявлении по форме № 13014 не соответствуют сведениям, содержащимся в ГАР, что является объективным препятствием к идентификации места нахождения юридического лица и, как следствие, влечет недопустимость осуществления испрашиваемой государственной регистрации изменений.
Апелляционный суд отметил, что указание номера офиса, не указанного в ГАР, в качестве атрибута юридического адреса организации, создает риски неполучения юридическим лицом корреспонденции, поскольку номер офиса может быть изменен как самим пользователем помещения, так и третьими лицами, в частности, владельцами или управляющими офисного здания.
1.3. Анализ положений статьи 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не свидетельствует о том, что невнесение отдельными участниками общества дополнительного вклада при увеличении уставного капитала в порядке, предусмотренном пунктом 1 данной статьи, предполагает необходимость принятия решения об увеличении уставного капитала в предусмотренном пунктом 2 этой же статьи порядке (единогласное голосование).
По делу № А70-20196/2023 общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции об оспаривании решения от 22.06.2023 № 10715А в части несоблюдения обществом обязательных для осуществления государственной регистрации требований, установленных подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.03.2024 по делу № А70-20196/2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, участниками общества являются:
ООО "Т.", номинальная стоимость доли 10000 руб., что составляет 25%;
М.А.С., номинальная стоимость доли 20000 руб., что составляет 50%;
Х.И.И., номинальная стоимость доли 10000 руб., что составляет в размере 25%.
15.03.2023 обществом принято решение № 2 о созыве внеочередного общего собрания участников. Повестка собрания предусматривала, в том числе вопрос об увеличении уставного капитала посредством внесения всеми участниками дополнительных денежных вкладов для приобретения электросетевого имущества. Проведение собрания назначено на 07.06.2023.
Этим же решением проведение внеочередного общего собрания участников общества по вопросам утверждения состоявшегося увеличения уставного капитала было назначено на 21.06.2023.
07.06.2023 в помещении нотариуса Н.В.М. по адресу: г.Тюмень, ул.Щербакова, 90 проведено первое внеочередное общее собрание участников общества, на которое обеспечили явку М.А.С. и ООО "Т.".
Участник общества Х.И.И. не явился, извещен почтовой корреспонденцией "Почты России" (РПО 62500876006842).
Кворум составил 75% от общего числа всех участников общества.
По итогам внеочередного общего собрания участников общества составлен протокол от 07.06.2023, согласно которому решено увеличить уставный капитал общества посредством внесения всеми участниками общества дополнительных денежных вкладов (вопрос № 3).
Общим собранием участников общества также было решено утвердить общий размер дополнительных вкладов - 600000 руб., из которых 300000 руб. вносит М.А.С., 150000 руб. вносит ООО "Т." и 150000 руб. вносит Х.И.И. (вопрос № 4).
По вопросам № 3 и № 4 подано 100% голосов участников общества, присутствующих на собрании, что составляет 75% от общего числа всех участников общества.
Соблюдение обществом части 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) подтверждается свидетельством о нотариальном удостоверении решения органа управления юридического лица, зарегистрированном в реестре за № 72/64-н/72-2023-3-646 от 07.06.2023.
На расчетный счет общества зачислен вклад участника М.А.С. на сумму 300000 руб., что подтверждается платежным поручением от 15.06.2023 № 46446.
Внесения дополнительного денежного вклада в уставный капитал общества от иных участников не последовало.
21.06.2023 в помещении нотариуса Н.В.М. по адресу: г.Тюмень, ул.Щербакова, 90 проведено внеочередное общее собрание участников общества по вопросу утверждения состоявшегося увеличения уставного капитала.
На собрание обеспечили явку М.А.С. и ООО "Т.". Участник Х.И.И. не явился, извещен.
Кворум составил 75% от общего числа всех участников общества.
По итогам внеочередного общего собрания участников общества составлен протокол от 21.06.2023, согласно которому решено увеличить уставной капитал общества до 340000 руб. (вопрос № 2) и распределить между участниками следующим образом (вопрос № 3): М.А.С. принадлежит доля участия в уставном капитале общества в размере 94,12% номинальной стоимостью 320000 руб., ООО "Т." принадлежит доля участия в уставном капитале общества в размере 2,94% номинальной стоимостью 10000 руб., Х.И.И. принадлежит доля участия в уставном капитале общества в размере 2,94% номинальной стоимостью 10000 руб.
Собранием участников общества также было решено внести изменения в пункт 4.1 устава общества, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части установления размера уставного капитала, размера и номинальной стоимости долей участников общества.
По указанным вопросам подано 100% голосов участников общества, присутствующих на собрании, что составляет 75% от общего числа всех участников общества.
Принятие указанных решений удостоверено нотариально, что подтверждается свидетельством об удостоверении решения органа управления юридического лица, зарегистрированном в реестре за № 72/64-н/72-2023-6-62 от 21.06.2023.
22.06.2023 в регистрирующий орган представлено заявление по форме № Р13014, в котором содержались сведения об увеличении уставного капитала общества, сведения об изменении долей участников общества в уставном капитале. К заявлению были приложены:
- протокол внеочередного общего собрания участников общества от 07.06.2023;
- протокол внеочередного общего собрания участников общества от 21.06.2023;
- изменения в Устав общества, утвержденный решением внеочередного общего собрания участников от 21.06.2023;
- платежное поручение от 15.06.2023 № 46446 на сумму 300000 руб.
По результатам рассмотрения указанного заявления Инспекцией принято решение от 22.06.2023 № 10715А об отказе в государственной регистрации.
Основаниями для принятия решения об отказе в государственной регистрации послужило, в частности, то, для государственной регистрации представлены протоколы от 07.06.2023, 21.06.2023 внеочередных собраний участников общества, кворум на которых составил 75%.
Статьей 19 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрен механизм увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общее собрание участников общества большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества, может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества.
При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, внесшего дополнительный вклад, увеличивается в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта соотношением.