МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 января 2025 года № 06-10-09/1777

[Порядок проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях]



Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить своевременное и качественное представление информации в соответствии с актуализированным Порядком проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях (далее соответственно - мониторинг, Порядок).

Порядок применяется, начиная с представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации информации за 2024 год.

Сроки представления мониторинга должны осуществляться в соответствии с Порядком.

Порядок, а также формы для представления субъектами Российской Федерации данных для проведения мониторинга (приложение № 1 к Порядку) и указания по заполнению и представлению форм мониторинга местных бюджетов (приложение № 2 к Порядку) размещены на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Межбюджетные отношения с регионами и муниципалитетами/Мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований/Обзор межбюджетных отношений на муниципальном уровне".

Возможность заполнения форм мониторинга в Единой информационно-аналитической системе сбора и свода отчетности (ЕИАС) будет доведена до финансовых органов субъектов Российской Федерации информационным сообщением в программном продукте.

П.А.Кадочников



Порядок проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях



1. Настоящий Порядок определяет процедуру, сроки проведения и показатели мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях (далее - мониторинг местных бюджетов).

2. Целью мониторинга местных бюджетов является анализ формирования и исполнения местных бюджетов, а также межбюджетного регулирования, осуществляемого органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.

3. Мониторинг местных бюджетов проводится Департаментом межбюджетных отношений по итогам исполнения региональных и местных бюджетов по следующим группам показателей:

- количество местных бюджетов;

- установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и региональных налогов, а также отдельных неналоговых доходов в местные бюджеты;

- установление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также неналоговых доходов в бюджеты поселений (внутригородских районов);

- передача полномочий по решению вопросов местного значения;

- установление местных налогов, применение механизмов самообложения граждан, инициативного бюджетирования и утверждение смет доходов и расходов населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями;

- расходы местных бюджетов;

- осуществление муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий;

- межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

- обеспечение стабильности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из местных бюджетов;

- структура муниципальных образований по степени дотационности местных бюджетов;

- соблюдение органами местного самоуправления основных условий предоставления межбюджетных трансфертов;

- показатели бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- показатели сбалансированности местных бюджетов и муниципального долга;

- расходы на организацию профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, а также на подготовку кадров для муниципальной службы;

- сроки предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

- городские агломерации и межмуниципальное сотрудничество;

- лучшая практика субъектов Российской Федерации по стимулированию роста доходов местных бюджетов.

4. Департамент межбюджетных отношений проводит мониторинг местных бюджетов в соответствии с настоящим Порядком на основании:

- данных, представляемых финансовыми органами субъектов Российской Федерации по итогам исполнения региональных и местных бюджетов по итогам исполнения региональных и местных бюджетов за год - до 25 февраля года, следующего за отчетным, в соответствии с приложениями № 1 и № 2 к настоящему Порядку;

- данных отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

- данных, представляемых в инициативном порядке субъектами Российской Федерации;

- иной информации, имеющейся в распоряжении Министерства финансов Российской Федерации.

5. Финансовые органы субъектов Российской Федерации в пояснительной записке к таблицам отражают информацию, предусмотренную приложением № 2 к настоящему Порядку, а также другие вопросы, актуальные для конкретного субъекта Российской Федерации.

6. Департамент межбюджетных отношений размещает информацию о результатах проведения мониторинга местных бюджетов на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сроки, установленные планом деятельности Департамента.


Приложение № 1
к Порядку проведения мониторинга
местных бюджетов и межбюджетных
отношений в субъектах
Российской Федерации на
региональном и муниципальном уровнях



Формы для представления субъектами Российской Федерации данных для проведения мониторинга местных бюджетов:



Таблица 1



Количество местных бюджетов


     № п/п

Наименование Показателя

Всего

Город-
ские округа

Муници-
пальные районы

Городские поселения

Сельские поселения

Городские округа с внутри-
городским делением

Внутри-
городские районы

Внутри-
городские муници-
пальные образования городов федерального значения

Муници-
пальные округа

     1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

     1

Количество муниципальных образований на конец отчетного года, всего

     2

Количество муниципальных образований, прошедших процедуру преобразования в отчетном периоде, всего

     2.1

в том числе:

- изменение статуса

     2.2

- объединение

     2.3

- разделение

     2.4

- создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

     2.5

- создание вновь образованных муниципальных округов

     3

Количество муниципальных образований, которые были упразднены в отчетном периоде

     4

Количество муниципальных образований, прошедших процедуру преобразования в году, предшествующем отчетному периоду, всего

     4.1

в том числе:

- изменение статуса

     4.2

- объединение

     4.3

- разделение

     4.4

- создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

     4.5

- создание вновь образованных муниципальных округов

     5

Количество муниципальных образований, которые были упразднены в году, предшествующем отчетному периоду

     6

Количество муниципальных образований, утвердивших бюджеты, по состоянию на конец отчетного года:

     6.1

на текущий финансовый год

     6.2

на текущий финансовый год и плановый период (на 3 года)

     7

Количество населенных пунктов (других территорий), не являющихся муниципальными образованиями

х

     8

Численность постоянно проживающего населения на конец отчетного года (тыс. чел.)

     9

Количество поселений - административных центров муниципальных районов

х

х

х

х

х

х

     10

Количество муниципальных районов, на местные администрации которых возложено исполнение полномочий местных администраций поселений

х

х

х

х

х

х

х

     11

Экономия бюджетных средств в результате исполнения полномочий местных администраций поселений местными администрациями муниципальных районов

х

х

х

х

х

х


Руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации

(подпись)

(расшифровка подписи)

Исполнитель

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

(телефон)



Таблица 2



Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и региональных налогов, а также отдельных неналоговых доходов в местные бюджеты


(тыс. рублей)

№ п/п

Наименование показателя

Всего

Городские округа

Муници-
пальные районы

Городские поселения

Сельские поселения

Городские округа с внутри-
городским делением

Внутри-
городские районы

Внутригородские муниципальные образования городов федераль-
ного значения

Муници-
пальные округа

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Налоговые доходы местных бюджетов, всего

1.1

Доходы местных бюджетов от налогов и сборов, нормативы отчислений от которых установлены на федеральном уровне (ст.61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5, 61.6 пункты 3, 3.1 ст.58 БК РФ),
в том числе:

х

х

1.1.1

от НДФЛ в соответствии с нормативами, установленными ст.61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5, 61.6 БК РФ

х

х

х

х

1.1.2

от НДФЛ (в пределах 15% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от НДФЛ в соответствии с п.3 ст.58 БК РФ),
из них:

х

х

- по единым нормативам

х

х

- по дополнительным нормативам взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

х

х

1.1.3

от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в пределах 10% доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанных акцизов, передаваемых в соответствии с п.3.1 ст.58 БК РФ)

х

х

2

Доходы местных бюджетов от налогов и сборов, нормативы отчислений от которых установлены субъектами РФ (п.1, 2, 3, 3.1, 3.3, 3.5, 4 ст.58 БК РФ),
в том числе:

2.1

от НДФЛ (сверх 15%, налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога, передаваемых в соответствии с п.3 ст.58 БК РФ)
из них:

- по дополнительным нормативам взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

- по единым нормативам

- общий размер дополнительных нормативов (%)

- размер единого норматива (%)

х

х

- по дифференцированным нормативам, предусмотренным п.3.5 статьи 58 БК РФ

- общий размер дифференцированных нормативов, %

2.1.1.

Справочно: в т.ч. от НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента

- по единым нормативам

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

2.1.2

Справочно: в т.ч. от НДФЛ в части суммы налога, взимаемого по ставкам выше 13% в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации

- по единым нормативам

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

2.2

от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (сверх 10% доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанных акцизов, передаваемых в соответствии со ст.58 БК РФ), из них:

- по дифференцированным нормативам (п.3.1 ст.58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов (%)

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов, %

- по единым нормативам (п.1 статьи 58 БК РФ)

- размер единого норматива (%)

х

х

2.3

от налога на имущество организаций

- по единым нормативам

- размер единого норматива (%)

х

х

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов, %

2.4

от транспортного налога

- по единым нормативам

- размер единого норматива (%)

х

х

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов, %

2.5

от налога на игорный бизнес

- по единым нормативам

- размер единого норматива (%)

х

х

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов, %

2.6

от налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (соответствующая ставка приравнивается к нормативу 100%)

- по единым нормативам

- размер единого норматива (%)

х

х

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов, %

2.7

от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ

- по единым нормативам

- размер единого норматива (%)

х

х

- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ)

- общий размер дифференцированных нормативов, %