МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2025 года № 06-10-09/1777
[Порядок проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях]
Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить своевременное и качественное представление информации в соответствии с актуализированным Порядком проведения мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях (далее соответственно - мониторинг, Порядок).
Порядок применяется, начиная с представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации информации за 2024 год.
Сроки представления мониторинга должны осуществляться в соответствии с Порядком.
Порядок, а также формы для представления субъектами Российской Федерации данных для проведения мониторинга (приложение № 1 к Порядку) и указания по заполнению и представлению форм мониторинга местных бюджетов (приложение № 2 к Порядку) размещены на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Межбюджетные отношения с регионами и муниципалитетами/Мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований/Обзор межбюджетных отношений на муниципальном уровне".
Возможность заполнения форм мониторинга в Единой информационно-аналитической системе сбора и свода отчетности (ЕИАС) будет доведена до финансовых органов субъектов Российской Федерации информационным сообщением в программном продукте.
П.А.Кадочников
1. Настоящий Порядок определяет процедуру, сроки проведения и показатели мониторинга местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях (далее - мониторинг местных бюджетов).
2. Целью мониторинга местных бюджетов является анализ формирования и исполнения местных бюджетов, а также межбюджетного регулирования, осуществляемого органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.
3. Мониторинг местных бюджетов проводится Департаментом межбюджетных отношений по итогам исполнения региональных и местных бюджетов по следующим группам показателей:
- количество местных бюджетов;
- установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и региональных налогов, а также отдельных неналоговых доходов в местные бюджеты;
- установление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также неналоговых доходов в бюджеты поселений (внутригородских районов);
- передача полномочий по решению вопросов местного значения;
- установление местных налогов, применение механизмов самообложения граждан, инициативного бюджетирования и утверждение смет доходов и расходов населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями;
- расходы местных бюджетов;
- осуществление муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий;
- межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
- обеспечение стабильности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из местных бюджетов;
- структура муниципальных образований по степени дотационности местных бюджетов;
- соблюдение органами местного самоуправления основных условий предоставления межбюджетных трансфертов;
- показатели бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- показатели сбалансированности местных бюджетов и муниципального долга;
- расходы на организацию профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, а также на подготовку кадров для муниципальной службы;
- сроки предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
- городские агломерации и межмуниципальное сотрудничество;
- лучшая практика субъектов Российской Федерации по стимулированию роста доходов местных бюджетов.
4. Департамент межбюджетных отношений проводит мониторинг местных бюджетов в соответствии с настоящим Порядком на основании:
- данных, представляемых финансовыми органами субъектов Российской Федерации по итогам исполнения региональных и местных бюджетов по итогам исполнения региональных и местных бюджетов за год - до 25 февраля года, следующего за отчетным, в соответствии с приложениями № 1 и № 2 к настоящему Порядку;
- данных отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
- данных, представляемых в инициативном порядке субъектами Российской Федерации;
- иной информации, имеющейся в распоряжении Министерства финансов Российской Федерации.
5. Финансовые органы субъектов Российской Федерации в пояснительной записке к таблицам отражают информацию, предусмотренную приложением № 2 к настоящему Порядку, а также другие вопросы, актуальные для конкретного субъекта Российской Федерации.
6. Департамент межбюджетных отношений размещает информацию о результатах проведения мониторинга местных бюджетов на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сроки, установленные планом деятельности Департамента.
Формы для представления субъектами Российской Федерации данных для проведения мониторинга местных бюджетов:
Количество местных бюджетов
№ п/п | Наименование Показателя | Всего | Город- | Муници- | Городские поселения | Сельские поселения | Городские округа с внутри- | Внутри- | Внутри- | Муници- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Количество муниципальных образований на конец отчетного года, всего | |||||||||
2 | Количество муниципальных образований, прошедших процедуру преобразования в отчетном периоде, всего | |||||||||
2.1 | в том числе: | |||||||||
2.2 | - объединение | |||||||||
2.3 | - разделение | |||||||||
2.4 | - создание вновь образованных поселений на межселенных территориях | |||||||||
2.5 | - создание вновь образованных муниципальных округов | |||||||||
3 | Количество муниципальных образований, которые были упразднены в отчетном периоде | |||||||||
4 | Количество муниципальных образований, прошедших процедуру преобразования в году, предшествующем отчетному периоду, всего | |||||||||
4.1 | в том числе: | |||||||||
4.2 | - объединение | |||||||||
4.3 | - разделение | |||||||||
4.4 | - создание вновь образованных поселений на межселенных территориях | |||||||||
4.5 | - создание вновь образованных муниципальных округов | |||||||||
5 | Количество муниципальных образований, которые были упразднены в году, предшествующем отчетному периоду | |||||||||
6 | Количество муниципальных образований, утвердивших бюджеты, по состоянию на конец отчетного года: | |||||||||
6.1 | на текущий финансовый год | |||||||||
6.2 | на текущий финансовый год и плановый период (на 3 года) | |||||||||
7 | Количество населенных пунктов (других территорий), не являющихся муниципальными образованиями | х | ||||||||
8 | Численность постоянно проживающего населения на конец отчетного года (тыс. чел.) | |||||||||
9 | Количество поселений - административных центров муниципальных районов | х | х | х | х | х | х | |||
10 | Количество муниципальных районов, на местные администрации которых возложено исполнение полномочий местных администраций поселений | х | х | х | х | х | х | х | ||
11 | Экономия бюджетных средств в результате исполнения полномочий местных администраций поселений местными администрациями муниципальных районов | х | х | х | х | х | х |
Руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации | |||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||||||
Исполнитель | |||||||||
(должность) | (подпись) | (расшифровка подписи) | (телефон) |
Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и региональных налогов, а также отдельных неналоговых доходов в местные бюджеты
(тыс. рублей) | |||||||||||||||||||
№ п/п | Наименование показателя | Всего | Городские округа | Муници- | Городские поселения | Сельские поселения | Городские округа с внутри- | Внутри- | Внутригородские муниципальные образования городов федераль- | Муници- | |||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | Налоговые доходы местных бюджетов, всего | ||||||||||||||||||
1.1 | Доходы местных бюджетов от налогов и сборов, нормативы отчислений от которых установлены на федеральном уровне (ст.61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5, 61.6 пункты 3, 3.1 ст.58 БК РФ), | х | х | ||||||||||||||||
1.1.1 | от НДФЛ в соответствии с нормативами, установленными ст.61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5, 61.6 БК РФ | х | х | х | х | ||||||||||||||
1.1.2 | от НДФЛ (в пределах 15% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от НДФЛ в соответствии с п.3 ст.58 БК РФ), | х | х | ||||||||||||||||
- по единым нормативам | х | х | |||||||||||||||||
- по дополнительным нормативам взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований | х | х | |||||||||||||||||
1.1.3 | от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в пределах 10% доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанных акцизов, передаваемых в соответствии с п.3.1 ст.58 БК РФ) | х | х | ||||||||||||||||
2 | Доходы местных бюджетов от налогов и сборов, нормативы отчислений от которых установлены субъектами РФ (п.1, 2, 3, 3.1, 3.3, 3.5, 4 ст.58 БК РФ), | ||||||||||||||||||
2.1 | от НДФЛ (сверх 15%, налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога, передаваемых в соответствии с п.3 ст.58 БК РФ) | ||||||||||||||||||
- по дополнительным нормативам взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований | |||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- общий размер дополнительных нормативов (%) | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам, предусмотренным п.3.5 статьи 58 БК РФ | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % | |||||||||||||||||||
2.1.1. | Справочно: в т.ч. от НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
2.1.2 | Справочно: в т.ч. от НДФЛ в части суммы налога, взимаемого по ставкам выше 13% в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
2.2 | от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (сверх 10% доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанных акцизов, передаваемых в соответствии со ст.58 БК РФ), из них: | ||||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.1 ст.58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов (%) | |||||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % | |||||||||||||||||||
- по единым нормативам (п.1 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
2.3 | от налога на имущество организаций | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % | |||||||||||||||||||
2.4 | от транспортного налога | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % | |||||||||||||||||||
2.5 | от налога на игорный бизнес | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % | |||||||||||||||||||
2.6 | от налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (соответствующая ставка приравнивается к нормативу 100%) | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % | |||||||||||||||||||
2.7 | от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ | ||||||||||||||||||
- по единым нормативам | |||||||||||||||||||
- размер единого норматива (%) | х | х | |||||||||||||||||
- по дифференцированным нормативам (п.3.5 статьи 58 БК РФ) | |||||||||||||||||||
- общий размер дифференцированных нормативов, % |